войти
опубликовать

Тобиас
Штиммер

Швейцария • 1539−1584

Биография и информация

Штиммер был старшим из 12 детей Кристофа Штиммера Младшего (1520/1525-1562), рисовальщика и каллиграфа, обучившего сына основам ремесла. О его образовании нам известно очень мало; некоторые исследователи считают, что Штиммер учился в Цюрихе у Ханса Аспера, другие - что он оставался в родном городе и его учителем был Феликс Линдтмайер. Художник закончил свое образование около 1556. Возможно, Штиммер был в Италии, где вместе с Джамбаттиста Зелотти и его учениками работал над фресками в Палаццо Тревизан в Мурано, или же вместе с Линдтмайером он совершил путешествие по Дунаю. В любом случае он был знаком с венецианской живописью и школой Альтдорфера.

Первые датированные рисунки Штиммера свидетельствуют о ранней зрелости художника («Моление о чаше», 1557, Дессау, Гос. гал.). Помещенная в тревожный ночной пейзаж, чей драматизм усилен напряжением светотени, эта сцена напоминает искусство Грюневальда. Но сама композиция ставит перед художником проблемы, которые ему еще предстоит решить света и пространства. В 1560 его имя упоминается в фискальном списке Шафхаузена; в эти годы он, кажется, уже приобрел определенную известность, поскольку он получает ряд заказов на исполнение портретов (портрет Конрада Гесснера, 1564, Шафхаузен, музей Аллерхайлинген; двойной портрет Якоба Швицера и его жены Эльсбет Лохман, 1564, Базель, Художественный музей). Фигуры освещены светом, который усиливает богатство колорита; тесная, но крепкая композиция напоминает картины Никлауса Мануэля. Кроме того, художник создал модель серебряного кубка, который от имени жителей Шафхаузена был вручен Конраду Дасиподиусу, математику, в знак благодарности за его посвящение в книге «Геометрии» Евклида, изданной в Страсбурге. Для страсбургских книгоиздателей он исполнил и множество иллюстраций.

В 1567-1570 Штиммер по заказу Ханса фон Вальдкирха исполнил фрески на фасаде «Рыцарского дома» в Шафхаузене (реставрированные в 1919 эти фрески находятся ныне в музее Аллерхайлинген в Шафхаузене, но их копии работы Карла Рёша возвращены на фасад). Написанные в традиции Тициана, Веронезе и Гольбейна, фрески Штиммера следуют историко-мифологической программе на темы войны и мира. Около 1570 художник переезжает в Страсбург, где в том же стиле создает роспись астрономических часов в соборе (в частности, пророчества Даниила, Времена года, Урания и Коперник). В эти же годы он начинает заниматься гравюрой на дереве, получает многочисленные заказы и берет в помощь своих братьев, Йосиаса и Кристофа. В 1576 в Базеле в типографии Томаса Гварина появляются 170 гравюр на дереве на библейские сюжеты по рисункам Штиммера; они имели огромный успех: по свидетельству Зандрарта, в 1637 их копировал Рубене. В последующие годы Штиммер украшает большую галерею в замке маркграфа Филиппа II в Баден-Бадене и становится его официальным художником. Эти композиции были уничтожены в 1689 французскими войсками; их описание, сделанное самим художником и датированное 17 мая 1578, хранится в Городском архиве Страсбурга. В нем, в частности, упоминаются портреты в рост маркграфов, силуэты современных им императоров, а также знаки зодиака, месяцы, аллегорические фигуры, изображения добродетельной и беспутной жизни человека и Спаситель в кругу избранных.

В 1580 Штиммер пишет и иллюстрирует собственными свободными рисунками сатирическое произведение «Комедия». В 1582 он возвращается в Страсбург, где работает для монастыря Сен-Жан-инУндс, расточая свои советы многим художникам, в частности Муреру, Лингу и Хансу Плеппу. Со времен Гольбейна он является крупнейшей художественной личностью; его оригинальность состоит в том, что он сумел соединить маньеристские принципы своей эпохи с элементами Дунайской школы и эстетики Дюрера и создать на перекрестке немецких и итальянских традиций самостоятельный художественный язык, предвосхищающий южногерманское барокко.