войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Жанровая сцена
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1906
Размер: 149.5×257 см
Регион: Скаген
Местонахождение: Музей Скагенс, Скаген
Работа в подборках: 26 подборок

Описание картины «Летний костёр на скагенском пляже»

Огромный костер на скагенском пляже разведен в честь летнего равноденствия и праздника святого Ханса – аналог нашего дня Ивана Купалы. Эту картину называют завещанием, прощанием Крёйера. Художник чувствовал, что жить ему осталось недолго. Кажется, к этому костру он пригласил всех важных для него людей, с которыми пересекался в Скагене.

Впервые задумка такой работы возникла у Крёйера еще в 1892 году. Воплотил он ее лишь 14 лет спустя. Окончательному варианту предшествовали наброски и эскизы

Интересно, что на картине мы видим три источника, дающих разный свет: это костер, луна и маяк вдалеке. Крёйер великолепно пишет блики и отблески, создаваемые этими тремя источниками. А вот солнца мы не видим. Если рассматривать символическую подоплеку, то нельзя не отметить, что под завершение жизнь Крёйера складывалась не особо солнечно: обострились психическое заболевание и невылеченный с юности сифилис, стремительно падало зрение, ушла жена…

Стоит присмотреться к костру, собравшиеся вокруг него многое могут рассказать о жизни Педера Северина Крёйера. Искусствоведы идентифицировали практически всех персонажей. Разве что несколько местных ребятишек да рыбаков остались безымянными. Дочь Крёйера Вибеке стоит слева со шляпкой в руке. Возле нее уселся мальчишка – это сын бургомистра Скагена. Девочке что-то говорит ее дядя, брат матери Вальдемар Трипке. За ним в левом углу сам бургомистр и его жена. За ней видно Микаэля Анкера, художника, одним из первых открывшего прелесть Скагена, и брата его жены, Дайна Брёндума. Сама Анна Анкер стоит неподалеку от Вибеке, на ней серо-голубой костюм. Единственный персонаж, который смотрит, кажется, прямо на художника (и зрителя) – улыбающаяся дама в шляпе и с цветком в руке. Это Хенни Бродерсен, жена казначея городской администрации. Хенни присматривала за Вибеке, когда Мари покинула Скаген, за домом – когда Сёрен (так Крёйера называли друзья и близкие) в очередной раз попадал в психиатрическую клинику, да и за ним самим. Она была его последней любовью, подарила ему тепло и поддержку и терпеливо сносила его капризы и проявления болезней. Пожалуй, ко времени написания этой картины действительно только Хенни смотрела прямо на Крёйера и интересовалась лично им. Справа от Хенни – почтмейстер с супругой. Старик в черном, похожий на мага, в шляпе и с тростью в руке – это писатель Хольгер Драхман, в молодости увлекавшийся живописью. Под руку он держит свою молодую жену Софи.

На заднем плане мы видим рыбачий баркас и прислонившуюся к нему парочку. Это композитор Хуго Альвен, к которому от Крёйера ушла жена, и сама Мари. Они присутствуют у костра, но кажется, что они не здесь. Собственно, так и было, Мари к том времени уехала с Хуго. Пара по другую сторону от костра не менее примечательна. Взявшись под руку, они, кажется, со смехом убегают. Мужчина – это местный казначей Ханс Бродерсен, супруг Хенни. А женщина – его почти официальная любовница, фру Детлеф Юргенсен. Крепкий высокий мужчина в шляпе, «дирижирующий» костром – это председатель береговой спасательной службы.

Справа на переднем плане возвышается среди ребятишек рыбаков мужчина в белой шляпе, что-то рисующий карандашом в альбоме – художник Лауриц Туксен. На него с улыбкой смотрит его жена Фредерикке. Случалось, что на групповые портреты художник помещал и себя, но эта картина предугадывает время, когда Крёйера в этой компании уже не будет.

Крёйер нередко прибегал к жанру многофигурного портрета, при этом всегда умело выстраивал композицию и связи между персонажами, объединяя разрозненную толпу в единой целое, будь то промышленники, посетители галерей или рыбаки и их жены.

Автор: Алена Эсаулова
Комментарии