Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей  •  1 тест
1891, 149×210 см • Масло, Холст

Описание картины «Совесть. Иуда»

Эту позднюю картину Николая Ге, примыкающую к его так называемому «Страстному циклу» (1, 2, 3, 4, 5), совершенно не поняли современники. Художник Павел Чистяков, в ироническом соответствии с собственной фамилией, оценил «Совесть» словами «выдумано и кое-как напачкано». Разочарован был и искренне любивший Ге Василий Поленов: «Очень и очень слабая вещь. На черно-синем фоне стоит длинная и мягкая тумба, завёрнутая в простыню и освещённая голубым светом, вроде бенгальского огня…»

Между тем, Ге признавался в письмах, что этот сюжет чрезвычайно дорог для него, а над живописным решением картины он работал мучительно долго, дважды бросал, потом опять возвращался к ней и найденную композицию считает удачной и вполне отвечающей его замыслу. Иуду, после длительных размышлений, художник считал первообразом (или, как сказали бы в ХХ веке – архетипом) предательства. В письме А.С.Рождествену от объяснял: «Такой Иуда – в каждом из нас, когда мы остановились и не можем бежать за тем, кто наш Идеал, наша жизнь, смысл нашей жизни. Вот эта связь зрителя с положением Иуды и дала название этой картине «Совесть»».

Мы все, так или иначе, уподобляемся Иуде, объяснял Ге в письме другому своему корреспонденту, П.И.Бирюкову, когда «низшие потребности, плотские делают бунт и восстают из человека».

Иуда – не единственная человеческая фигура на полотне. На большом отдалении от него едва различимые люди с факелами уводят Христа. За этой группой людей, которая вот-вот исчезнет из виду, спешат любимые ученики Христа – Пётр, Иоанн. А Иуда движется столь медленно, что всё больше отдаляется от них. Так происходит, объясняет Ге, потому что чувства, испытываемые Иудой, двойственны: он знает, что должен идти и одновременно – что после совершённого ему идти нельзя. Ссутулившаяся спина Иуды выражает его мучительную нерешительность. «И побежать не может, и бросить не может», – пояснял Ге мотивы поведения Иуды в письме дочери Толстого Татьяне Львовне.

Коллеги-современники не понимали поисков «живой формы», затеянных Ге. Они по старинке советуют ему «прибавить работы с натуры», объясняя, что зритель не поймёт и не оценит нереалистических форм: «глаза привыкли». Но Ге продолжает упорствовать, утрировать рисунок, экспериментировать с красками. О картине «Иуда. Совесть» он говорит: «Я сам чувствую, что правдиво, просто и вероятно».

Бросается в глаза, что Иуду Николай Ге уже не в первый раз изобразил «без лица». Сходным образом он поступил с предателем в более ранней и гораздо более приязненно воспринятой публикой картине «Тайная вечеря» (1863). «Лицо Иуды не важно и все попытки его выразить бесцельны и ни к чему не привели», – писал Ге в 1892-м году А.С.Рожествену, объясняя, что дело не в том, чтобы передать на картине выражение лица Иуды – оно ничего не даст для понимания его личности, а в том, чтобы поставить его лицом к лицу с преступлением, которое он совершил. Спина Иуды, как видим, оказывается для Ге более выразительной и говорящей, чем могло бы оказаться его лицо.

Понадобилось целое ХХ столетие с его опытом постклассического искусства, чтобы зрители в полной мере смогли оценить экспрессию Ге и удивительный «лунный грунт» под ногами его Иуды.

Автор: Анна Вчерашняя
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Религиозная сцена
Стиль и техника: Реализм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Николай Николаевич Ге. В Гефсиманском саду
  • Николай Николаевич Ге. Любовь весталки
  • Николай Николаевич Ге. Совесть. Иуда
✌️
Собирает Julia Kotov
3 работы • 0 комментариев
  • Николай Николаевич Ге. Портрет физиолога доктора Морица Шиффа
  • Николай Николаевич Ге. Портрет неизвестной в голубой блузе
  • Николай Николаевич Ге. Совесть. Иуда
Ге Николай
27 работ • 0 комментариев
  • Николай Николаевич Ге. Портрет внука Николая (Кики)
  • Николай Николаевич Ге. Автопортрет
  • Николай Николаевич Ге. А.С. Пушкин в селе Михайловском
Николай Ге
Собирает Лина Степура
17 работ • 0 комментариев
  • Жюль Бастьен-Лепаж. Девушка у дерева
  • Педер Северин Крёйер. Летний вечер на пляже Скагена. Художник и его жена
  • Педер Северин Крёйер. Летний вечер на южном пляже Скагена. Анна Анкер и Мария Крейер
What i like
Собирает Olga Held
466 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Поль Гоген. Желтый Христос
6
Желтый Христос
Поль Гоген
1889, 92.1×73.3 см
Винсент Ван Гог. Пьета (Оплакивание Иисуса Христа)
10
Пьета (Оплакивание Иисуса Христа)
Винсент Ван Гог
Сентябрь 1889, 73×60.5 см
Андреа Мантенья. Мертвый Христос (Оплакивание мертвого Христа)
7
Мертвый Христос (Оплакивание мертвого Христа)
Андреа Мантенья
1490-е , 81×66 см
Николай Николаевич Ге. Возвращение с погребения Христа
1
Возвращение с погребения Христа
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP