войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Пьер
Сюблейра

Франция • 1699−1749

Биография и информация

Родился в 1699 г. в Юзесе (в Лангедоке), первоначальное художественное образование получил у своего отца, незначительного живописца Матье С., после чего поступил в школу Ант. Ривальса, в Тулузе. В 1724 г. переехал в Париж, где в 1726 г. за картину «Медный Змий» (нах. в Лувре) получил большую премию и право на поездку в Италию в качестве королевского пенсионера. Поселившись в 1728 г. в Риме, занялся копированием произведений старинных мастеров и в 1729 г. был принят в члены Академии св. Луки, в которую им был пожертвован при этом эскиз картины «Христос в доме фарисея» (нах. в Лувре). С. был женат на известной миниатюристке Марии-Феличе Тибальди. Зрелая обдуманность и прочувствованность композиции, красивая и вместе с тем естественная группировка фигур и теплота ясного колорита составляют достоинства произведений этого художника, которые, однако, несколько теряют от его недостаточного вникновения в сюжеты. Во всяком случае, его надо считать одним из лучших франц. живописцев начала XVIII стол. Он умер в Риме, всего 50 лет от роду.

В художественной жизни Рима в XVIII в. особую роль играли французские художники. Одним из них был Сюблейра. Как и Шарден, родившийся в том же году, Сюблейра был художником тишины, обдуманных жестов, контролируемых эмоций, но главное, он исполнил множество больших религиозных и мифологических композиций.

Сын скромного художника из Юзеса, он учился в Тулузе у Антуана Ривальца. Произведения этих лет (в частности пять плафонных композиций из Музея изящных искусств в Тулузе и три эскиза к ним в музее Мальты и Городском музее в Бирмингеме) характерны для тулузской школы, одной из самых блестящих в то время. Тогда же Сюблейра исполнил и свои первые портреты («Мадам Пуларье с дочерью», Каркассон, музей; портрет скульптора Лукаса, Тулуза, Музей изящных искусств). В 1726 Сюблейра переезжает в Париж. В следующем году он получает Римскую премию Академии за свою картину «Медный змий» (Ним, Музей изящных искусств), что позволило ему в 1728 отправиться в пенсионерскую поездку во Французскую Академию в Риме. Подобно Пуссену, в возрасте 30 лет, в полном расцвете творческих сил художник прибывает в Вечный Город. Директором Французской Академии в Риме, располагавшейся тогда в Палаццо Манчини, был Флейгельс; из его писем к сюринтенданту изящных искусств герцогу Дантену мы узнаем о развитии молодого художника, особенно в области портрета. Из этих же писем становится ясно, что художник не хотел возвращаться в Париж, и благодаря покровительству княгини Памфили, герцогини Дюзес, герцога Дантена, а также герцога д'Энгиена, в те годы французского посла в Риме, для которого он исполнил несколько картин, иллюстрирующих «Сказки» Лафонтена (Париж, Лувр; Нант, Музей изящных искусств), Сюблейра было позволено не только остаться в Риме, но и жить в Палаццо Манчини, которое он покинет лишь в 1735.

Первым значительным светским заказом Сюблейра является картина «Герцог д'Энгиен вручает князю Ваини орден Св. Духа» (Франция, частное собрание, и Париж, Музей Почетного Легиона; этюды - Париж, музей Карнавале и частные собрания). В том же, 1737, художник пишет не менее значительную композицию «Пир у Симона Фарисея» для монастыря Асти в Пьемонте (Париж, Лувр; эскизы - там же; существуют и несколько авторских повторений). С этого момента на протяжении двенадцати лет Сюблейра получает важнейшие заказы от церквей не только в самом Риме, но и по всей Италии (так, для ц. Косьмы и Дамиана в Милане он исполнил «Св. Иеронима», 1739, и «Распятие со святыми», 1744; ныне - Милан, пинакотека Брера) и даже Франции (Тулуза, Грае). В 1739 художник женится на художнице-миниатюристке Марии Феличе Тибальди, дочери музыканта Тибальди, чья сестра с 1734 была замужем за Тремольером (ее портрет работы мужа хранится в музее Вустера). В своих миниатюрах она нередко воспроизводила картины Сюблейра, например, «Пир у Симона Фарисея» (1748, Рим, Капитолийский музей), а также непосредственно участвовала в создании его картин. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на знаменитую картину «Мастерская художника» (Вена, Собрания Академии художеств), на которой изображено семейство Сюблейра за работой.

В 1740 кардинал Валенти Гонзага рекомендовал художника папе Бенедикту XIV, чей официальный портрет Сюблейра исполнил в следующем году (несколько вариантов, в том числе в музее Конде в Шантийи). Покровительство папы обеспечило ему заказ на картину для собора св. Петра в Риме - «Император Валент перед епископом Василием» («Месса св. Василия»; ныне - Рим, ц. Санта-Мария дельи Анджели, эскизы - Париж, Лувр, и Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Хотя и уступающий Вуз, Пуссену и Валантену, Сюблейра был единственным французским художником, получившим заказ для собора св. Петра. Еще до завершения этой гигантской композиции (1748) художник создал свои самые красивые картины: «Св. Камилл де Леллис, поклоняющийся кресту» (церковь в Риети), «Обручение св. Екатерины» (Рим, частное собрание, эскиз - Нортемптон, Смит-Колледж) и подлинный шедевр мастера и одну из прекраснейших картин XVIII в. в целом - «Св. Камилл де Леллис, спасающий больных в госпитале во время наводнения» (Музей Рима). 26 января 1748 «Месса св. Василия» был помещена в собор св. Петра - это был необыкновенный триумф. Отныне Сюблейра получил подлинное признание, наряду с Жаном-Франсуа де Труа, в те год директором Французской Академии в Риме, став одним из крупнейших художников римской школы. Но здоровье художника было подорвано. Несмотря на поездку на отдых в Неаполь в 1747, Сюблейра спустя два года умер в Риме, в возрасте 50 лет. Его место занял Помпео Батони, художник уже следующего поколения.

Хотя Сюблейра был преимущественно историческим живописцем, он создал и несколько натюрмортов (Тулуза, Музей изящных искусств), жанровых сцен (на темы «Сказок» Лафонтена, в частности - «Кобыла кума Пьера», Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), портретов (портрет дона Чезари Бенвенути и Ж.-Д. де Лиронкура, Париж. Лувр), мифологических композиций, обнаженных («Карон», Париж, Лувр; «Обнаженная», Рим, Нац. гал.). Во всех этих жанрах художник работал с силой, спокойствием, строгостью и уже неоклассицистической простотой. Его тонкий мазок легко узнаваем; но особого внимания заслуживает колорит мастера. Сюблейра выделял три тона: черный, белый (этюды к «Мессе св. Василия» - Орлеан, Музей изящных искусств) и особенно нежнорозовый. Сюблейра был одним из выдающихся новаторов своего времени, а его слава не уменьшалась и в конце XVIII в. Однако в наши дни его роль была незаслуженно принижена. В 1987 в Париже (Люксембургский дворец) и Риме (вилла Медичи) прошли большие выставки работ художника.