войти
опубликовать

Уильям
Хогарт

Английский художник Уильям Хогарт (William Hogarth), если попытаться составить представление о нём по его нравоучительным картинам, может показаться дотошным и нудным морализатором. «Карьера проститутки», «Карьера мота», «Модный брак» – во всех сериях его картин обличается порок, а герои приводятся к закономерному (при их-то образе жизни!) плачевному финалу. Но биография Хогарта показывает, что ни занудой, ни ханжой он не был. Скорее уж – совсем наоборот…

Родители будущего художника перебрались в Лондон из провинции. Если хотите пример настоящей британской эксцентричности – то вот вам Ричард Хогарт. Вообще-то он был сельским учителем, преподавал школьникам латынь, но по каким-то одним ему ведомым причинам был убеждён, что в будущем непременно займет важный государственный пост. Старшего сына Ричард амбициозно нарёк Уильямом в честь короля Вильгельма III.
Хогарт-отец без оглядки бросался во всякие авантюры и часто влезал в долги. Например, с треском провалилась его затея организовать ресторан, в котором все посетители общались бы исключительно на латыни. Его жена Энн Гиббонс, имея на руках уже четверых детей, пыталась продавать какие-то травы и снадобья – подростком сын Уильям помогал ей в этом. Но от финансового краха семью это не уберегло. За многократные нарушения долговых обязательств Ричард Хограт был приговорён к заключению в Флитской тюрьме.

Построенная в далёком XII веке, тюрьма была заведением поистине легендарным. Когда-то в её стенах томились поэт-метафизик Джон Донн, знаменитый пуританский проповедник Генри Барроу, а Чарльз Диккенс в «Посмертных записких Пиквикского клуба» поместит во Флитскую тюрьму главного героя, Сэмюэля Пиквика. С XVIII века тюрьма получала «узкую специализацию» – исправлять должников и банкротов. Туда-то в 1708-м году и угодил отец Хогарта. Утешало лишь, что семья Ричарда отправилась в тюрьму вместе с ним. Британские законы позволяли заключённым не расставаться с близкими, для чего на территории тюрьмы располагались бараки для их жён и детей. Так 11-летний Уильям получил важный жизненный опыт: в исправительном заведении он мог наблюдать обитателей лондонского «дна» – воров, проституток, пьяниц, бродяг и мошенников. Многие из них впоследствии прославят Хогарта, будучи изображёнными на гравюре или холсте.

Сам Хогарт вспоминает, как в тюрьме беспрестанно развивал память, тренируясь «держать предмет перед мысленным взором». Это станет его методом – больше рисовать по памяти, чем непосредственно с натуры.

Видя, насколько Уильям наблюдателен и как хорошо рисует, по выходе из заключения отец отдал его учиться к знаменитому гревёру-позолотчику Элису Геймблу. Там Хогарт научился резать по металлу, украшая монограммами, шифрами и гербами разные предметы обихода – от посуды до серебряных табакерок.

Хограту было 23 года, когда умер его отец. Чтобы прокормить мать и младших сестёр, Уильям решается открыть собственное дело. Помимо того, чем он занимался в мастерской Геймбла, Хогарт начинает изготавливать и сюжетные гравюры и вскорости понимает, что именно они-то и интересны публике.

Одна из его первых гравюр называлась «Пузыри Южного моря». Сейчас нам непросто сообразить, что значат изображённая там толпа, предающаяся низменным развлечениям, адская карусель и прочее. Но современники прекрасно поняли, что сатира Хогарта направлена на недавно провалившуюся коммерческую компанию Южных морей, обанкротившую немало акционеров.

Гравюры Хогарта становятся популярны, они остроумны, злободневны, а главное – недороги: один оттиск стоит около шиллинга.

Вдохновленный тем, что его творчество находит отклик у зрителей, Хогарт решает начать учиться живописи и поступает в одну из частных лондонских академий. Правда, его быстро разочаровало бесконечное копирование старых итальянцев, срисовывание голов и торсов. Он находил это излишним и скучным, а исторический жанр удаётся самому Хогарту слабо.

Единственным из современников, у кого Уильям хотел бы учиться, был королевский живописец Джеймс Торнфилл, кстати, первый английский художник, получивший дворянство. Хогарт бросил академию и поступил в мастерскую Торнфилла. Маэстро был вполне доволен учеником, как вдруг грянул скандал. Хогарт влюбился в его дочку – 19-летнюю Джейн, похитил её и в 1729 году они тайно обвенчались. Сначала Торнфилл был в бешенстве, однако со временем, как утверждают биографы, всё же открыл для зятя «и своё сердце, и свой кошелёк»: к примеру, они совместно работали над украшением знаменитого парка Воксхолл-Гарден на берегу Темзы, после чего Хогарт приобрёл имидж превосходного декоратора.

Но настоящую известность ему принес цикл из 6 картин «Карьера проститутки» - поучительная история провинциалки Мэри, угодившей в лондонскую пучину порока. Картины сгорят в пожаре 1755 года, но сохранятся собственноручные гравюры Хогарта. Популярность хогартовской блудницы зашкаливала. Её перерисовывали на чашки и тарелки, штамповали на веерах. Когда предприимчивый (в отличие от своего незадачливого отца) Хогарт объявил на свои гравюры подписку, на серию «Карьера проститутки» тут же подписалось почти полторы тысячи человек. Вдохновившись успехом, Хогарт объявил подписку на следующую серию из 8 работ, названую им «Карьера мота».

Оригинальной была сама идея Хогарта объединить несколько картин сквозным сюжетом. Кроме того, он использовал в живописи театральные приемы. Как хорошая пьеса, серии Хогарта имеют центральную линию и несколько побочных, герои обладают выразительнейшей мимикой и жестами, а зрителю предлагается следить за сменой мизансцен и декораций. «Моя картина – это моя сцена, а фигуры – мои актёры», - так пояснял Хогарт придуманный им метод. Современники свидетельствуют: в Лондоне почти не осталось домов, где бы ни висели поучительные гравюры Хогарта.

Чтобы искать новые типы для своих картин и гравюр, Хогарт любил бродить по лондонским улицам, не брезговал злачными местами и трущобами. Беглые наброски делал прямо на ладонях и иногда – на ногтях. Правда, никто, кроме него самого, не смог бы разобрать, что значат эти черточки и штрихи.

Писал Хогарт и портреты, немного ироничные, но жизнеутверждающие. «Девушка с креветками» и «Слуги Хогарта» – лучшие из них.

Автопортрет Уильяма Хогарата (1745) – единственный в своём роде. Кто-то вписывает собственную фигуру в религиозный сюжет, кто-то изображает себя за работой, с палитрой и кистями в руках, Хогарт же запечатлел на переднем плане своего мопса, и лишь на втором – себя самого. Собака – это отнюдь не аллегория: их-то как раз Хогарт терпеть не мог, считая, что в искусстве должна быть полная ясность и никаких загадок для зрителя. Просто художник очень любил животных. Когда кто-то из собак или птичек, живущих в его доме в лондонском предместье Чизуик, умирал, Хогарт устраивал им торжественные похороны прямо у себя во дворе.
Животных Хогарт обожал – к людям он относился гораздо критичнее. О его задиристом и склочном характере ходили легенды.

Коллеги-художники недолюбливали Хогарта за его, как им казалось, непомерное самомнение и тщеславие. В 1743-м Хогарт приехал в Париж, но был выдворен оттуда и обвинен в шпионаже, хотя настоящей причиной были его неполиткорректные высказывания о французском искусстве. Хогарт не признавал авторитетов прошлого. Доставалось и современникам – за излишнюю красивость, нередко прикрывавшую пустоту. В ответ конкуренты рисовали злые карикатуры на Хогарта. Однако имелись кумиры и у него. Разбогатев и купив дом в целых четыре этажа, художник воздвиг перед ним позолоченный бюст Ван Дейка. Если кто-то, желая польстить хозяину, называл его столь же великим, как Ван Дейк, Хогарт не скромничал: «А ведь вы правы, черт побери! Дайте мне только время и возможность выбрать натуру!»

Больше всего Хогарту досаждали подражатели и бессовестные торговцы. Хогарт едва успевал закончить работу – а её уже копировали во множестве экземпляров посредственные граверы, а книгопродавцы пускали в оборот за полцены. В финансовом выигрыше оказывались все. Кроме самого Хогарта. Тогда Хогарт обратился в британский парламент. Он подготовил законопроект, согласно которому в течение 14 лет никто не имел права тиражировать изображения без ведома их автора. Проект нашел одобрение у короля Генриха II, но принят был, правда, лишь спустя 13 лет. «Закон Хогарта» – первый в Европе документ, направленный на защиту авторского права художников и граверов.

Хогарт оставил интересные воспоминания, а также замечательный искусствоведческий трактат «Анализ красоты» (1753), не потерявший актуальности до сих пор.

Умер художник 26 октября 1764 года и похоронен в Лондоне.

Автор: Анна Вчерашняя
Перейти к биографии