войти
опубликовать

Доменико
Фетти

Италия • 1589−1623

Сын живописца. Учился в Риме у Чиголи, был знаком с Эльсхаймером. В 1613—1621 работал в Мантуе на герцога Фердинандо I Гонзага. Затем переехал в Венецию, где работал параллельно с Бернардо Строцци и Иоганном Лиссом, усваивая влияние римского барокко, Караваджо, Рубенса.

Из работ Фетти наиболее известна серия «Притчи», отдельные картины «Товий, исцеляющий отца», «Портрет актёра», «Задумавшийся Архимед». Его творения отличаются мастерством колорита, лиричностью пейзажа, характерностью персонажей.

Начало краткой художественной карьеры Фетти связано с Римом, где ему покровительствовал кардинал Фердинандо Гонзага, который, став герцогом Мантуанским, в начале 1614 пригласил художника к своему двору в качестве смотрителя галереи и поручил ему несколько заказов. В 1621 он был послан герцогом в Венецию для покупки картин; затем, в 1622, после недолгого пребывания в Мантуе, где у него случилась неприятная история с неким знатным мантуанцем, Фетти переехал в Венецию, где и умер еще совсем молодым 4 апреля следующего года, вследствии «злокачественной лихорадки» или, по свидетельству Бальоне, «распутства».

Фетти сформировался в Риме, в кругу Чиголи, о чем свидетельствует картина «Се человек» (Флоренция, Уффиици), но, привлеченный творчеством Караваджо, он особенно заинтересовался венецианским караваджязмом Борджанни. Важную роль в творчестве Фетти сыграл и Рубене, в котором он увидел не только великого мастера барокко, но и поклонника венецианских грандов живописи. Эти впечатления имели определяющее значение для художественной ориентации Фетти, который, хотя и не был венециацем, но за время своего краткого пребывания в Венеции смог войти в историю венецианской живописи, используя наследие венецианских мастеров XVI в. и способствуя возрождению венецианской традиции в XVII в.

Хронологически проследить эволюцию Фетти достаточно трудно, поскольку он почти никогда не датировал свои произведения - религиозные (прославившие его «Притчи») и мифологические картины. Большая композиция «Умножение хлебов» (Мантуя, Герцогский дворец), написанная, вероятно, в Мантуе по возвращении из Венеции в 1621, свидетельствует о хорошем знании венецианской живописи XVI в., особенно работ Тинторетто; вместе с тем, натуралистическая интерпретация евангельского сюжета с подчеркнуто простонародными типажами (что характерно для мировосприятия в XVII в.) восходит к караваджизму. Однако выразительная манера Фетти очень нова и независима от какой-либо одной художественной культуры. Его легкая и виртурзная кисть и радужная и светоносная цветовая гамма создают поэтический, причудливый мир, в котором живописный реализм сочетается с фантазией, порожденной беспокойным, почти романтическим воображением. Этот мир изображен в «Меланхолии» (Париж, Лувр; Венеция, гал. Академии), одновременно грустной и цветущей в мертвенно-бледном свете; в надменном «Давиде» (там же) и многочисленных «Притчах» («Притча о потерянной драхме», Флоренция, Палаццо Питти; Дрезден, Картинная гал.; «Притча о виноградарях» и «Притча о блудном сыне», Дрезден, Картинная гал; Кан, Музей изящных искусств; Лондон, гал. Института Курто; «Притча о милосердном самаритянине», Сан-Диего, Калифорния, Гал. изящных искусств; Бостон, Музей изящных искусств; «Притча о драгоценной жемчужине», Дрезден, Картинная гал.; Канзас-Сити, музей; Кан, Музей изящных искусств). «Притчи» Фетти - это собрание подлинных шедевров. Пристрастие художника к яркой повествовательности, в духе северных «жанровых живописцев», напоминает чувствительную манеру Бассано и, одновременно, предвосхищает художников «бамбоччанти». Вместе с тем, его произведения полны беспокойства, несмотря на светоносность колорита, близкого Веронезе. Некоторые особенно драматичные сцены имеют много общего с искусством Брейгеля («Притча о слепых, ведущих слепых», Дрезден, Картинная гал.; Бирмингем, Барберовский институт искусств). В духе венецианской традиции XVI в. исполнено «Бегство в Египет» (Вена, Музей истории искусств), напоминающее произведения Тинторетто, люминизм Веронезе и концепцию пейзажа Эльсхеймера. Изящные мифологические картины Фетти, хранящиеся в венском Музее истории искусств («Персей и Андромеда», «Геро и Леандр», «Триумф Галатеи»), являются блестящим доказательством значения Фетти для развития не только венецианской живописи, но и шире, искусства итальянского барокко. По своему эллегическому настроению и изысканному колориту они предвосхищают XVIII в.

Перейти к биографии