войти
опубликовать

Фра Бартоломео

Италия • 1472−1517
Фра Бартоломео также называемый Бартоломео делла Порта или Баччо делла Порта (итал. Fra Bartolommeo или Bartolomeo; 28 марта 1472 года, Флоренция – 31 октября 1517 года, там же) – художник, выдающийся представитель Высокого Возрождения в начале XVI века.

Особенности творчества Фра Бартоломео. В его первых работах прослеживается влияние Пьеро ди Козимо, а также Доменико Гирландайо и Филиппино Липпи. После перерыва между 1500-м и 1503 годом Фра Бартоломео, казалось, изменил стиль, переняв у Рафаэля передачу света и его движения по объектам.

Фигуры у Фра Бартоломео, как правило, небольшого размера и драпированные. Критики обвиняли художника в неспособности изображать человеческое тело и создавать крупномасштабные работы. Чтобы доказать обратное, тот написал великолепный образ апостола Марка, который считается его шедевром, а также обнажённую фигуру святого Себастьяна. Последняя была настолько выразительной, что её убрали из часовни монастыря, где она находилась, чтобы не смущать прихожанок.

Композиции Фра Бартоломео отличаются сочетанием цвета и оттенка, богатством и тонкостью окраски, а также замечательной драпировкой фигур. Бартоломео был первым, кто использовал для создания композиций манекены на шарнирах.

Известные произведения Фра Бартоломео. «Портрет Джироламо Савонаролы», «Видение святого Бернарда», «Христос с четырьмя евангелистами», «Святое семейство с младенцем Иоанном Крестителем», «Бог-Отец со святыми Екатериной Сиенской и Марией Магдалиной».

Баччо делла Порта

Как в случае со многими старыми мастерами, биография Фра Бартоломео изобилует «белыми пятнами». Спорные моменты начинаются с даты его рождения. Так, первый биограф живописца Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» указывает, что тот появился на свет в 1475 году в городе Савиньяно. Однако более поздние исследования открыли, что это произошло тремя годами ранее в Суффиньяно – деревне неподалёку от Флоренции.

При рождении будущего художника нарекли Бартоломео ди Паоло дель Фатторино, но чаще всего называли Баччо делла Порта. Баччо – это уменьшительное тосканское слово для Бартоломео, а делла Порта относится к воротам Сан-Пьер Гаттолино (Porta a San Pier Gattolino), около которых он жил примерно с шести лет.

Предполагается, что Баччо стал подмастерьем Козимо Росселли, будучи 11-12 лет от роду – в то время мальчики поступали в обучение примерно в этом возрасте. Скорее всего, это произошло после ноября 1482 года, когда Росселли вернулся из Рима, где работал над Сикстинской капеллой по приглашению папы Сикста IV.

Некоторые искусствоведы полагают, что на молодого Баччо повлияли такие художники, как Андреа дель ВерроккьоЛоренцо ди Креди и Леонардо да Винчи. Это доказывают многочисленные сравнения работ будущего монаха и этих живописцев, но нет никаких свидетельств, что делла Порта обучался у кого-то из них. Вазари пишет, что Баччо с большим интересом изучал произведения Леонардо после того, как закончил ученичество у Росселли.

Савонарола

Вероятно, именно в мастерской Росселли Бартоломео подружился с Мариотто Альбертинелли и трижды за последующие 23 года формировал с ним творческий союз. Вазари описывает Альбертинелли как непокорного гедониста, а Бартоломео – как более мягкого человека. Но, судя по тому, сколько раз они становились партнёрами за два с лишним десятилетия, их личности дополняли друг друга. Первую совместную студию художники организовали после того, как Баччо оставил Росселли – в 1490-м году или немногим позже.

Сотрудничество Бартоломео и Альбертинелли прервалось в 1493 году. Тогда же делла Порта познакомился с фра Джироламо Савонаролой – доминиканским монахом, который двумя годами ранее стал приором монастыря Сан-Марко. В 1494-м флорентийский правитель Пьеро ди Лоренцо Медичи был изгнан из города, а Баччо и Альбертинелли возобновили совместную работу.

Проповеди Савонаролы повлияли на творчество Баччо. Монах осуждал «языческие» темы, вопрошая, «правильно ли супругам-христианам знакомиться с Венерой прежде, чем с Богородицей, или с Марсом раньше, чем со святыми?». Савонарола также выступал против включения светских персонажей в религиозные произведения, например, донаторов, как было принято в прошлом. Его нападкам подверглись художники, представляющие библейских героев обычными мужчинами и женщинами. А особенно оскорбительным приор считал изображения святых, таких как Мария или Елизавета, в роскошных современных одеждах, – по его словам, это была демонстрация тщеславия в церкви.

Вазари сообщает, что под влиянием этих проповедей Баччо, Лоренцо ди Креди и многие другие живописцы сожгли множество своих рисунков и картин с обнажёнными фигурами.

Фра Бартоломео

8 апреля 1498 года монастырь Сан-Марко подвергся нападению противников Савонаролы, называющих себя arrabiati («гневные»). Среди пятисот сторонников приора, которые заперлись со своим кумиром в Сан-Марко, был и Баччо. Как пишет Вазари, именно во время этой атаки художник и поклялся, что если выживет, то станет монахом. Савонарола потерпел поражение и был сожжён как еретик 23 мая 1498 года, а делла Порта принял постриг под именем брата (фра) Бартоломео в монастыре Сан-Доменико в Прато.

Однако произошло это лишь через два года после событий в Сан-Марко, и это ставит под сомнение, было ли нападение реальным толчком к решению Баччо стать монахом. Вазари также пишет, что друзья Фра Бартоломео были глубоко опечалены не только потерей своего товарищества, но и тем, что он решил прекратить писать. И хотя слова биографа нечем опровергнуть, они подвергаются сомнению. Скорее всего, отказ Фра Бартоломео от живописи был частью его обетов в первые годы послушничества. В ноябре 1504 года он вернулся в Сан-Марко – церковь, в которой впервые встретил Савонаролу.

Рафаэль

К тому времени Фра Бартоломео возобновил занятие живописью, а во Флоренцию прибыл Рафаэль. Согласно Вазари, оба художника сблизились: Рафаэль помогал монаху с принципами перспективы, а тот в ответ делится своим опытом в гармонизации цветов. Учёные согласны, что живописцы были знакомы с творчеством друг друга, но расходятся во мнениях о том, кто оказал большее влияние на другого. Вазари пишет, что Рафаэль стремился учиться у монаха и потому «всегда находился в его компании».

Считается, что в конце 1508 года Альбертинелли и Фра Бартоломео в третий раз возобновили партнёрство, которое продолжалось до 1513 года. Тогда, как пишет Вазари, Бартоломео уехал из Флоренции в Рим. Судя по всему, на путешествие его подвигла слава работ Микеланджело и Рафаэля. Он сразу же получил два заказа от приора Фра Мариано, но атмосфера Рима подавляла монаха. По словам Вазари, в окружении стольких впечатляющих произведений искусства – как древних, так и современных – Бартоломео потерял веру в свои способности. Он решил вернуться во Флоренцию, оставив Рафаэлю одно из поручений Фра Мариано.

Медичи, Франциск и Альфонсо д'Эсте

Вазари отмечает, что по приезду во Флоренцию Фра Бартоломео работал на ряд самых влиятельных семей города, включая Медичи, Каппони и Содерини. Тем не менее, биограф пропускает два важных события последнего этапа его жизни. В 1515 году король Франциск I Французский пригласил монаха в Париж, что свидетельствует о его высоком статусе художника эпохи Возрождения. Кроме того, по документам, в 1516 году Фра Бартоломео находился в Ферраре, где писал «Торжество Венеры» на стенах Алебастровой гардеробной по заказу Альфонсо д'Эсте. В число других художников, нанятых для украшения этого зала, входили Рафаэль и Джованни Беллини.

Фра Бартоломео умер 31 октября 1517 года, так и не закончив роспись. Для завершения фрески Альфонсо д'Эсте нанял никого иного, как Тициана – и это демонстрирует то, насколько высоко он ценил работу монаха.

Автор: Влад Маслов
Перейти к биографии