• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
1885, 55×45 см • Масло, Холст
Аннотация
«Зимой в лесу» – одна из композиций Левитана этюдного характера, написанная в середине 1880-х годов. В это время в творчестве Левитана, вышедшего после 11-летнего обучения из Училища живописи, ваяния и зодчества, всё более проявлялась его художественная индивидуальность: чуткость к трудноуловимым движения» природы, эмоциональная заряженность, способность посредством пейзажа выразить человеческие переживания.

Картина «Зимой в лесу» особенно интересна еще и потому, что зиму Левитан писал очень мало, отдавая предпочтение другим временам года. Биографы художника утверждают, что зима была для него нелюбимым и самым трудным временем года. Короткий световой день, частая облачность, при которой постоянно недостаёт света, а краски гаснут, не успев проявить себя в полную силу, – всё это нередко доводило склонного к меланхолии Левитана до отчаяния. Тем не менее, его редкие зимние пейзажи замечательны и деликатны по цвету.

«С удивительной точностью запечатлел Левитан мягкость влажной оттепели в пасмурный день», – пишет о картине «Зимой в лесу» искусствовед Владимир Петров. С большой колористической достоверностью показана влажная шершавость стволов старых деревьев, торчащие из-под снега остовы сухой травы, небо в преддверии сумерек. Во многих языках для обозначения этого короткого промежутка времени, когда солнце уже зашло, но окончательная тьма еще не наступила, служит поэтичное выражение «между собакой и волком».

Происхождение волка на картине


Волк на этой картине написан другом Левитана Алексеем Степановым. Так же как Левитан, он был студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества и страстным охотником. Степанов сотрудничал с журналом «Природа и охота» и впоследствии сделал себе имя пейзажами и жанрами, в которых животные играют сюжетообразующую роль: «Лоси» (1890), «Журавли летят» (1891), «После охоты» (1894), «Утренний привет» (1897) и др. А сразу после училища оба небогатых художника ютились в дешёвых комнатах по соседству. Вероятно, в это время волк и был «подселен» Степановым в картину Левитана. Еще один их друг, художник Михаил Нестеров, вспоминал: «По зимам он (Левитан – ред.) кочевал по меблирашкам, набитым всяким людом. Последними из таких шамбр-гарни были номера «Англия» на Тверской. Там часто мы виделись с ним; там в те дни жил, еще холостяком, наш общий любимец Алексей Степанович Степанов, Стёпочка, как все его звали, лучший после Серова анималист».

Нужно заметить, что в последней трети XIX века в русской живописи подобная «узкая специализация», когда пейзаж пишет один художник, а фигуры (не только животных, но и людей) доверяет написать другому, была явлением если и не общераспространённым, то, во всяком случае, не редким. Медведей в шишкинском «Утре в сосновом лесу» написал Константин Савицкий, женщину в картине Левитана «Осенний день. Сокольники» – Николай Чехов, Репин вписывал фигуру Пушкина в марину Айвазовского, Перов обращался к Алексею Саврасову с просьбой дописать пейзаж в некоторых из его картин. Впрочем, и назвать эту практику чрезвычайно успешной нельзя: чужая рука часто привносит в картину ощущение утраты художественной целостности. В биографическом романе Ивана Евдокимова «Левитан» автор вкладывает в уста учителя Левитана Саврасова такой монолог: «Василий Григорьевич Перов просил меня в картине «Птицелов» и «Охотники на привале» написать пейзаж, и я написал. – Он фыркнул пренебрежительно. – Хорош бы я был мастер, если бы грача мне написал Васька Перов, а я бы только лазурь и облака».

Автор: Анна Вчерашняя
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Пейзаж
Стиль и техника: Реализм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Исаак Ильич Левитан. Избушка на лугу. Этюд
  • Исаак Ильич Левитан. Весна. Большая вода
  • Исаак Ильич Левитан. Весна. Последний снег
Исаак Ильич Левитан
Собирает Ольга
69 работ • 0 комментариев
  • Утагава Хиросигэ. Скаковой круг Хацунэ в квартале Бакуро. Серия "100 знаменитых видов Эдо"
  • Пол Нэш. Вишнёвый сад
  • Жорж Сёра. Мост в Курбевуа
Ветвистые рисунки
149 работ • 0 комментариев
  • Густав Климт. Древо жизни (фрагмент для фриза дворца Стоклед)
  • Винсент Ван Гог. Мужчины разгружающие песок на пристани Арля
  • Поль Сезанн. Тающий снег в Эстаке
Пересмешник
Собирает Кирилл Елисеев
61 работа • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Исаак Ильич Левитан. Весна. Последний снег
1
Весна. Последний снег
Исаак Ильич Левитан. Избушка на лугу. Этюд
2
Избушка на лугу. Этюд
Пол Нэш. Вишнёвый сад
0
Вишнёвый сад
Пол Нэш
1917, 57.5×48.2 см
Жорж Сёра. Мост в Курбевуа
0
Мост в Курбевуа
Жорж Сёра
1887, 46×53 см
Комментарии
Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон