войти
опубликовать

Джеймс
Тиссо

Франция • 1836−1902
Джеймс (Жак-Жозеф) Тиссо (15 октября 1836, Нант — 8 августа 1902, аббатство Буйон, Безансон, Франция) – французский художник и иллюстратор. Художник прославился своим циклом иллюстраций «Жизнь Христа и Ветхий Завет», а также картинами, изображающими модных красавиц Парижа и Лондона.

Особенности творчества художника Джеймса Тиссо: как и большинство учеников парижской Школы изящных искусств, Тиссо учился, копируя академические работы в галереях Лувра. Большое влияние на его технику оказали бельгийский пионер реализма, художник Анри Лейс, немец Петер фон Корнелиус из круга художников-назарейцев , а также иллюстратор и гравер Мориц Рецш (Ретч). Стоит отметить дружбу Тиссо с художниками-импрессионистами, у которых он учился использовать яркие, насыщенные цвета, а также влияние прерафаэлитов, особенно заметное в ранних работах. Джеймс Тиссо в совершенстве владел классическим рисунком и масляной техникой живописи, в более зрелые годы освоил искусство гравюры, много работал акварелью, уделял внимание технике перегородчатой эмали. К концу жизни он стал работать преимущественно гуашью и пастелью.

Известные картины художника Джеймса Тиссо: «Встреча Фауста и Маргариты», «Бал на корабле», «Темза», «Распятие, вид с креста», «Святой Иосиф ищет ночлег в Вифлееме».

Жак-Жозеф Тиссо родился в семье Марселя Теодора Тиссо, успешного торговца тканями из Нанта, и набожной католички Марии Дюран, которая помогала мужу в делах и реализовывала собственные таланты, создавая шляпки. К 17 годам, после иезуитской школы-интерната, Жак-Жозеф окончательно принял решение стать профессиональным художником - при горячей поддержке со стороны матери и к большому разочарованию отца. В 1857 году он уехал в Париж, в Школу изящных искусств, где его приютил друг матери, художник Жюль-Эли Делоне. Учителями Тиссо были Ипполит Ландрин и Луи Ламот, друзьями - Джеймс Уистлер, Эдгар Дега, Эдуар Мане, Анри Лейс.

Французское начало


Три года спустя молодой художник-провинциал дебютировал в Салоне, и с той поры стал называть себя Джеймс Тиссо – на английский манер. Слава к Тиссо пришла рано: его картина «Встреча Фауста и Маргариты» ("Фауст и Маргарита в саду"), в которой явно читалось влияние прерафаэлитов, привлекла внимание графа де Нойверкерке, который приобрел картину от имени правительства Люксембурга за 5000 франков.

Тиссо унаследовал коммерческие инстинкты своего успешного отца-торговца, которые в сочетании с умом и искушенностью сделали его весьма преуспевающим. В 1863 году художник оставил историческую тему и обратился к жанру модного портрета, изображая изящных дам в модных одеждах. Через два года Тиссо, в знак признания его талантов, получил право выставляться на выставках Салона вне конкурсной программы и предварительной оценки жюри. Цены на его картины, изображающие развлечения и утонченную жизнь времен Второй Империи Наполеона Бонапарта, были просто фантастическими. Это дало Тиссо возможность приобрести роскошную виллу на престижной новой улице Парижа - проспекте Императрицы (ныне проспект Фош). В 1868 году Тиссо получил заказ на картину, которая стала самой дорогой – и самой сложной – в его карьере: эксклюзивный частный клуб Rue Royale заказал ему групповой портрет. Как было принято в те времена, каждый из 12 членов клуба заплатил художнику свою равную долю - 1000 франков.

В 1869 году, на вершине своей карьеры, Тиссо в качестве карикатуриста стал сотрудничать с новым лондонским журналом «Vanity Fair» («Ярмарка тщеславия»), основанным Томасом Гибсоном Боулзом (1842-1922). Первой работой для журнала стала злостная политическая карикатура, изображающая поверженного Наполеона III. И когда в сентябре 1870 года Вторая Империя рухнула, вместе с ней закончилась спокойная, размеренная жизнь Джеймса Тиссо. Он стал снайпером, защищая Париж в рядах отряда «Скауты (Éclaireurs) Сены». После франко-прусской войны и кровавых боев Парижской Коммуны Джеймс Тиссо бежал из Парижа в Лондон, имея в кармане всего 100 франков.

Английский период
Всего два года понадобилось талантливому живописцу, чтобы занять достойное место на лондонском арт-рынке. В частности, он освоил искусство гравюры, а учил его Сеймур Хейден, первый президент английского Королевского общества художников-граверов. Уже в 1873 году Тиссо купил виллу в лесу Сент-Джонс и вскоре пристроил к ней просторную студию и огромную оранжерею. Тогда же он стал членом лондонского The Arts Club. Надо отметить, что еще в 1870 году Тиссо отказался от выставок в Салоне, а вскоре отклонил приглашение Дега показать свои работы на выставке независимых художников, которых позже назовут импрессионистами. Тем не менее, он сохранил дружеские отношения с художниками этого круга, принимал в гостях Берту Моризо, путешествовал с Эдуаром Мане.

С 1872 по 1875 годы Тиссо выставлял свои работы исключительно в Королевской академии, получая солидный доход от продаж акварельных копий и гравюр своих картин. В 1876 году Джеймс Тиссо стал очень состоятельным человеком и следующие шесть лет провел в относительном уединении со своей молодой натурщицей и музой, разведенной ирландкой Кэтлин Ньютон (1854-1882), которая позировала для его картин «Октябрь», «Вечер», «Гамак». Ее сын, Сесил Джордж Ньютон, появившийся на свет в 1876 году, считается внебрачным ребенком Тиссо.

В 1877 году Тиссо сменил выставочную площадку и перешел из Королевской академии в новую Галерею Гросвенор на Бонд-стрит. Когда Кэтлин Ньютон скончалась от туберкулеза в конце 1882 года, в возрасте 28 лет (по некоторым данным – покончила жизнь самоубийством), Тиссо вернулся в Париж, а год спустя продал свой лондонский дом голландскому художнику Лоуренсу Альма-Тадема (1836 - 1912).

Джеймс Тиссо как иллюстратор Библии
Во французской столице Джеймс Тиссо попытался восстановить свою репутацию модного живописца, создав серию из пятнадцати крупномасштабных полотен под названием «La Femme de Paris» («Парижская женщина»). Подобно Стивенсу и Дега, Тиссо исследовал японское искусство, включая японские декорации и костюмы в свои картины. Созданные между 1883 и 1885 годами, выполненные в ярких, современных цветах, работы серии «La Femme de Paris» изображали архетипы современных парижских женщин, однако публике не понравились.

Остаток своей жизни Тиссо посвятил иллюстрированию Библии, для чего предпринимал неоднократные поездки в Святую Землю - в 1886-87, 1888 и 1889 годах. Его серия из 365 иллюстраций гуашью, посвященная Жизни Христа, стала сенсацией. Произведения из «библейской серии» были показаны на выставках в Париже (1894 и 1895 гг.), Лондоне (1896) и Нью-Йорке (1898), и были напечатаны отдельными изданиями. А тем временем Тиссо вернулся к любимой и знакомой ему теме женского портрета, рисуя аристократок и красавиц в роскошных декорациях эпохи Belle Époque.

В 1888 году Джеймс Тиссо поселился в бывшем аббатстве Шато-де-Бюйон, которое унаследовал от отца. Художник умер в 1902 году, в возрасте 66 лет. Он прославился благодаря серии «Жизнь Христа и Ветхий Завет» - признанному шедевру иллюстрации. Рисунки из этой серии стали каноническими и были использованы при создании современных кинофильмов, таких как «Индиана Джонс: в поисках утраченного Ковчега» Стивена Спилберга (1981) и «Эпоха невинности» Мартина Скорсезе (1993).

Сегодня графика и живописные работы Тиссо — дорогостоящие предметы искусства, которые сегодня выставляются на знаменитых мировых аукционах. Его работа «Портрет молодой женщины в зимнем саду» была продана 15 декабря 2016 года за 75 тысяч фунтов стерлингов.



Перейти к биографии