войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Комментарии
1
О работе
Альтернативные названия: Портрет Эдуарда Мане (сидящий, обращенный вправо)
Вид искусства: Графика
Сюжет и объекты: Портрет
Техника: Офорт
Материалы: Бумага
Дата создания: 1865
Размер: 19.5×13 см
Регион: Нью-Йорк
Работа в подборках: 5 подборок

Описание работы «Портрет Эдуарда Мане»

Эдгар Дега сделал несколько рисунков и офортов, на которых изобразил Эдуара Мане. Мане в непринужденной, расслабленной позе или возбужденный и азартный – наблюдает за скачками на ипподроме. Уставший Мане со шляпой в руках – забежал ненадолго в мастерскую Дега. В 1869 году Мане в последний раз появится на картине Дега – на парном портрете, который позже станет причиной большой ссоры двух художников. Дега пишет Мане и его жену Сюзанну. Мане получает портрет – и в сердцах отрезает от него кусок, недовольный результатом. Дега обижается и возвращает Мане его натюрморт, дружеский подарок. Мане обижается – и пишет Сюзанну так, как следовало бы. У биографов и критиков есть множество версий об истинных мотивах Мане: от зависти к мастерству младшего коллеги до беспощадной честности, с которой написана не самая счастливая семейная пара.

Этой ссоры было не избежать – Дега опасно проницателен. Он уже сейчас (на этом офорте и в нескольких рисунках) изображает Мане беспощадно правдиво, игнорирует дендистский блеск и светский шарм своей модели, добирается до тревожных мыслей, уязвленного самолюбия, разочарования и усталости. 1860-е годы – самые сложные для Мане. Это время, когда он по-настоящему боялся заходить в залы Салона и услышать реакцию зрителей на свои картины. Художник с ужасом открывает новый журнал или газету и отыскивает отзывы на свои работы: «безобразные полотна, как нарочно сделанные, чтобы дразнить толпу», «чудовищная пошлость», «ребяческое незнание азов рисунка». Он не мог похвастать устойчивой верой в свое искусство и железным иммунитетом к критике (в отличие от того же Дега или Моне, которые видели в критике признак верно найденного пути). Мане раздавлен, он ищет поддержки у друзей и в растерянности просит высказаться тех, кому доверяет.

Все изображения, сделанные Дега, относятся как раз к этому сложному времени в жизни Мане. Художники познакомились в 1861 году: никому не известный Дега делал копию «Инфанты Маргариты» Веласкеса в Лувре, а Мане, только недавно прославившийся в Салоне и вызвавший бурю восторга со стороны молодых художников, подошел и дал несколько советов. Они стали по-настоящему близки. В группе художников, замышлявших переворот в живописи и до хрипоты спорящих о современном искусстве в кафе «Гербуа», этих двоих многое объединяло и отличало от всех остальных. Мане всего на два года старше Дега. Они были одного круга: один – сын банкира, второй – сын чиновника министерства юстиции. Они не знали недостатка в деньгах и могли заниматься живописью, не переживая, смогут ли оплатить жилье и наскрести денег на ужин. В отличие от других импрессионистов, выходцев из семей ремесленников и мелких лавочников, их выживание не зависело от того, удастся ли им продать картины после выставки в Салоне. Но, отказавшись продолжать семейные традиции, оба всеми силами пытались доказать родителям, что добьются успеха в искусстве. После знакомства Мане и Дега их семьи тоже стали близки – то в одном доме, то в другом устраивали дружеские вечера с приглашенными музыкантами. Пожалуй, на этом сходство заканчивается.

И начинается история долгой дружбы и взаимного восхищения, история крупных ссор и неизбежных примирений. Между двумя совершенно непохожими людьми из одного социального круга. Обворожительный, всеми любимый, остроумный и элегантный Мане, всей душой желавший известности и признания. Язвительный, сдержанный затворник, аскет и трудоголик Дега, которого не волновали почести и который считал известность пошлостью. Любимец женщин, бонвиван, ветренный и обаятельный Мане. И убежденный холостяк, изводивший моделей утомительным позированием, Дега.

Дега практически не писал других художников. На его портретах – члены семьи, близкие друзья (которые чаще были музыкантами, юристами, инженерами, любителями оперы). Он несколько раз рисовал и писал всего двух художников из своего окружения – Эдуара Мане и Мэри Кассат. Кассат он считал тем единственным художником на земле, который видит так же, как он сам. Мане считал бесспорным гением, масштаб которого оценить при жизни не смог никто.

Автор: Анна Сидельникова
Комментарии(1)