Регистрация

Голубые танцовщицы

Предложить название
1897, 65×65 см • Пастель, Картон
Аннотация
Дега очень просил не говорить речей, когда он умрет. А если кому-то уж очень захочется, сказать что-то предельно простое. Например, «он очень любил рисовать». И это чистая правда. Если что-то и волновало Эдгара Дега по-настоящему и всю жизнь, то это поиски точного рисунка для передачи жеста и движения. Он искал странные ракурсы, сдвигал точку зрения, выстраивал своих моделей в жутко неудобные и вывернутые позы – чем сложнее была рисовальная задача, тем с большим азартом Дега за нее брался.

И, конечно, балет задавал рисовальщику Дега ребусы повышенной сложности: сложные позы, гибкие тела, заковыристые театральные перспективы, яркий свет и простор для выбора ракурса, с которого ни один художник еще никогда до этого не писал людей.

«Голубые танцовщицы» рисовались в то время, когда страдавший от отслоения сетчатки и прятавший глаза от солнечного света художник уже видел очень слабо. Пройдет еще 6 лет – и он прекратит писать совсем, будет наощупь лепить из воска, сминать и снова лепить все тех же танцовщиц в выдумано сложных позах и лошадей в движении.

Балерины и ученицы хореографических школ приходили к Эдгару Дега в мастерскую. Делая десятки этюдов, он собирает потом эти зарисовки в продуманную, математически точную и уравновешенную композицию. Любимый художником эффект случайного фотографического кадра на самом деле был результатом огромной предварительной работы и расчета. «Всему, что я делаю, - говорил Дега, - я научился у старых мастеров. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте».

Он никогда не писал прима-балерин и известных танцовщиц с громкими именами. Лица его балерин мало о чем говорили даже современникам художника – все они танцовщицы кордебалета или совсем еще юные ученицы, которым только предстоит выйти на сцену и которым совершенно не важно получить парадный портрет, водрузить его в гостиной и выслушивать нескончаемые комплименты.

«Голубых танцовщиц» искусствоведы особенно выделяют из всего балетного цикла Эдгара Дега. Не признававший в собственном творчестве ни вдохновения, ни темперамента, Дега явно был несправедлив к себе. Потому что одних «Голубых танцовщиц» достаточно, чтобы говорить о темпераменте и таланте. Эта пастель напоминает обычные зарисовки художников, когда на одном листе изображается схематично и обрывочно одна модель в разных ракурсах. Есть ощущение, что это одна и та же девушка, крутящаяся и волнующаяся перед выходом на сцену. И этот беспокойный круг приготовлений возвращает балету торжественность и праздничность, которую Дега всегда намеренно исключал из своих балетных работ, обращаясь к повседневному и изматывающему труду танцовщиц за кулисами. Эти девушки (или одна) как будто исполняют грациозный ритуальный танец, не менее праздничный и совершенный, чем тот, что минуту спустя они станцуют перед зрителями.

Автор: Анна Сидельникова
Читать всю аннотациюСвернуть

Эта работа в подборках пользователей

  • Эдгар Дега. Танцовщицы за кулисами
  • Эдгар Дега. Три танцовщицы в репетиционном зале
  • Эдгар Дега. Опускающийся занавес
Эдгар Дега
Собирает Alla Zdebskaya
7 работ • 0 комментариев
  • Эдгар Дега. Три танцовщицы в репетиционном зале
  • Эдгар Дега. Голубые танцовщицы
Dega
Собирает Виктория Ярова
2 работы • 0 комментариев
  • Эдгар Дега. Голубые танцовщицы
1
1 работа • 0 комментариев
  • Эдгар Дега. Балерины
  • Эдгар Дега. Балерины в зеленом и желтом
  • Эдгар Дега. Танцовщица у фотографа (Танцовщица перед окном)
Дега
Собирает Алиса Сидорова
6 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Эндре Пеновак. Без названия А66
1
Без названия А66
Эндре Пеновак. Инь и ян
2
Инь и ян
Эндре Пеновак
2015, 28×38 см
Иван Константинович Айвазовский. Корабль в бурю
0
Корабль в бурю
Иван Константинович Айвазовский. Ураган на Сунионе
1
Ураган на Сунионе
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP