войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Морис Кантен де
Латур

Франция • 1704−1788

Девятнадцати лет от роду покинул свой родной город, Сен-Кентен, и явился в Париж, где учился у посредственного живописца Дюпуша и у некоторых других художников. Через несколько лет после того отправился в Реймс и Камбре. Первые два произведения Латура (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 г., доставили ему звание сопричисленного к академии художеств; в 1746 году он был избран в ее действительные члены, а в 1750 г. получил титул королевского живописца, который и сохранял в течение 23 лет. В 1780 г. удалился на покой в свой родной город.

Французский художник, работавший в технике пастели. Во всех официальных документах Сен-Кантена его имя пишется Делатур (Delatour). Однако сам художник писал свое имя раздельно, и затем это написание стало общепринятым. Еще в ранней юности он проявил склонность к рисованию и копировал эстампы. В 1723, возможно, вследствие неудачной любовной связи с кузиной, он едет в Париж, где знакомится с гравером Н. Тардье и поступает в ученики к И. Спуде, художнику средней руки. Он получает советы также от Луи де Булоня и Жана Ресту. Самостоятельно он учится пастельной живописи, вновь введенной в моду Вивьеном и Розальбой Каррьерой. «Он был портретистом,- пишет Марьет. Он писал портреты пастелью, это занимало мало времени, совсем не утомляло модели, его портреты находили похожими, они не были дорогими». Первый датированный портрет работы Латура - портрет Вольтера, известный только по гравюре Ланглуа, указывающей на 1731. В дальнейшем имеется больше сведений о его творчестве.

«Причисленный» к Кор. Академии в 1737, он, благодаря «Портрету Ресту, живописца» (Париж, Лувр), становится ее членом в 1746 в качестве «живописца пастельных портретов». Он принимает участие в луврских выставках, возобновленных после 13 летнего перерыва директором Кор. строений, Орри де Виньори. В 1741 он создает большой портрет в рост президента де Риё (Прени, коллекция Ротшильда), в 1742 - портрет супруги президента де Риё в бальном платье (Париж, музей Коньяк-Же) и, очень похожий, портрет его друга аббата Юбера, читающего при свечах (Сен-Кантен, музей Латура). В 1743 художник начинает серию официальных портретов: портрет герцога де Вийяра, генерал-губернатора Прованса (Экс-ан-Прованс, музей Гране). В 1745 он показывает в Салоне портрет Дюваля де Лепинуа (Лиссабон, фонд Гюльбенкяна). Число пастелей, отправленных им в Салон в 1748, достигает 14, среди которых восемь теперь хранятся в Лувре (портреты короля, королевы, дофина, маршала Морица Саксонского и др.). В 1750 Латура назначают советником Кор. Академии; в этом же году к Академии был «причислен» художник, которого многие критики противопоставляли Латуру - Жан-Батист Перронно. В те же годы (1751) Латур создает наиболее «законченный» из своих «Автопортретов» (Амьен, музей Пикардии). Стиль художника теряет в мягкости и очаровании, зато выигрывает в энергичности и жизненности. В Салоне в 1753 он выставляет портреты Жан-Жака Руссо (Женева, Музей искусства и истории) и Даламбера (Париж, Лувр). В Салоне 1755 был показан большой портрет маркизы Помпадур (там же; три эскиза пастелью, в перламутровых тонах, из которых один поразительно передает преклонный возраст модели - Сен-Кантен, музей Латура); за него было заплачено тысячу луидоров. Среди портретов, выставленных в Салоне в 1757, следует назвать портреты капуцина отца Эмманюэля и оперной певицы мадемуазель Фель (Сен-Кантен, музей Латура); Фель была одной из многих актрис, портреты которых писал Латур и которая стала спутницей почти всей его жизни. Портретами Латура восхищается в те годы Дидро. В 1761 художник выставляет портрет супруги дофина, Марии Иозефы Саксонской (Париж, Лувр). С этого времени он, из-за тщательности, начинает постоянно переписывать свои работы, что часто делает их сухими и тяжеловесными. Критики все меньше говорят о нем. В последний раз он выставляется в Салоне в 1773.

Увлеченный химией, геологией, астрономией, поддерживающий филантропическое движение энциклопедистов, он создает гуманитарные проекты, особенно для своего города, куда он возвращается вместе с братом в 1784. Он основывает в Сен-Кантене два фонда, для рожениц и для старых и немощных ремесленников, а также бесплатную школу рисования, продуманную с далекой перспективой; эта школа существует и сегодня в здании в стиле XVIII в., построенным для нее Полем Биго в 1928-1931, здесь же хранятся и 93 пастели Латура, эскизы и законченные произведения. Художник основал три премии, одна из которых предназначалась для Академии наук в Амьене, а другая, за лучший поясной портрет, присуждается и по сей день. Крупные суммы вознаграждения, которые он запрашивал у своих клиентов, значительно его обогатили. Его независимый, властный и вспыльчивый характер ухудшился в последние годы жизни; вскоре он потерял рассудок. Художник умер, не составив завещания; его брат передал городу Сен-Кантен все картины и этюды художника, которые составляют основу музея этого города. В его самых удачных портретах не просто передано сходство с моделью, но во взгляде, улыбке, недовольной гримасе проступает психология модели. В цветовой гамме преобладают синие и жемчужно-серые тона, часто встречается розовый, красный и желтый. Все детали старательно прописаны, а фон удачно нюансирован полутонами. Латур изобрел для своих пастелей фиксатор, тайну состава которого никто, кроме него, не знал.

Перейти к биографии