войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Джованни Антонио
Гварди

Италия • 1698−1760

Биография и информация

Итальянский живописец, старший брат Франческо Гварди. Также известен по имени Джанантонио Гварди. Обучался у своего отца — Доменико Гварди, уроженца области Трентино, а затем в частной школе П. Штруделя. В 1716 после смерти отца возглавил его мастерскую, где обучались младшие братья — Франческо (1712–1793) и Никколо (1715—1786), ставшие впоследствии сотрудниками Джованни Антонио.

Произведений Доменико Гварди не сохранилось, поэтому трудно установить, что Джованни Антонио унаследовал от отца. Однако в его творчестве очевидно влияние Джованни Баттиста Пьяццетты и Себастьяно Риччи. В Венеции Джованни Антонио посещал мастерскую Карло Лотта и брал уроки у декоратора М. Альмонте. В 1756 стал членом Академии художеств Венеции. Мастерская Джованни Антонио Гварди выполняла большие заказы: алтарные образы для церквей, полотна на исторические и мифологические сюжеты, портреты для индивидуальных заказчиков, картины с изображениями цветов в манере венских живописцев. Значительная часть заказов была связана с написанием копий с произведений известных венецианских мастеров, которые пользовались большим спросом. Известно, что в мастерской Джованни Антонио Гварди выполнялись копии с произведений Паоло Веронезе, Тициана, Тинторетто, Якопо Бассано, Себастьяно Риччи, Доменико Фетти, с портретов современных французских художников. В 1730—1745 мастерская имела заказы от фельдмаршала Венецианской республики, руководившего ее фортификационными постройками Маттиаса фон Шуленбурга, участника войны с турками. Джованни Антонио исполнил для него парадные портреты самого фельдмаршала, членов царствующих домов Европы, а также написал три полотна (1742—1743) на сюжеты из жизни турок. Возможно, в этих работах принимал участие Франческо Гварди, на что указывает различие в манере исполнения.

Вопрос о степени участия каждого из братьев в совместных произведениях поддается определению с трудом, хотя установлено, что Джованни Антонио лучше удавались фигуры, а Франческо был прирожденным пейзажистом. Наиболее достоверно участие Джованни Антонио Гварди в росписи трех люнетов сакристии приходской церкви Виго д’Анауния в Тренто. В исполненных здесь композициях Мадонна с Младенцем во славе и святыми Рокко, Никколо, Карлом Борромейским и Антонием Падуанским; Св. Троица среди святых и четырех евангелистов, а также "Семь скорбей Девы Марии, четверо святых и четверо отцов церкви" (Дрезден, Картинная галерея) ощутимо влияние Себастьяно Риччи.

В сакристии церкви Виго д’Анауния в Тренто сохранились росписи с изображениями ваз с букетами, оплетенных виноградными лозами корзин с плодами и цветами на светлом голубом фоне (в этой работе принимал участие, возможно, и Франческо). Традиция написания таких натюрмортов восходит к венской школе живописи, мастера которой опирались на голландские и фламандские произведения этого жанра.

С помощью брата Франческо, возможно, исполнены полотна на сюжеты из античной истории "Муций Сцевола", "Триумф Аврелия", "Великодушие Сципиона", "Смерть Софонисбы" (Осло, вилла Богштадт). Сцены трактованы с театральным пафосом и мелодраматизмом, фигуры, изображенные среди античных руин, охвачены ритмом бурного барочного движения, которому вторит экспрессивный плывущий мазок Джованни Антонио.

После 1755 Джованни Антонио создал цикл из пяти живописных панно к поэме Торквато Тассо Освобожденный Иерусалим (Лондон, частное собрание). Он увлекся этой темой, вдохновившись гравюрами Джованни Баттиста Пьяццетты (1745), с которым подружился во время работы для Маттиаса фон Шуленбурга. Панно исполнены в яркой колористической гамме. Аркадийские идиллические поэмы Тассо переданы в сценах, полных фантазии и волшебства, напоминающих некий ирреальный мир театральных фьяб, как в живописи Себастьяно Риччи.

Одной из наиболее значительных работ, выполненных мастерской Джованни Антонио Гварди в 1749—1752, была роспись боковых створок деревянного парапета органа венецианской церкви Архангела Рафаила. На панно изображены сцены из Книги Товита, повествующие о слепом старце Товите и его сыне Товии. Ученые расходятся в мнении о том, являются ли эти росписи работой Франческо или обоих братьев. Живопись створок органа словно вторит его чудесной музыке, и они звучат как последние уходящие ноты изысканного мира грез рококо.

Джованни Антонио Гварди вряд ли можно считать менее значительным художником, чем Франческо Гварди. Его имя прочно вошло в историю европейского искусства 18 века.