Регистрация
1913, 175×215 см • Масло, Холст

Описание картины «Пир королей»

Картиной «Пир королей» на протяжении девяти дней было прикрыто тело Павла Филонова – в блокадном Ленинграде не только еды было не достать, но и досок. Наконец Союз советских художников выделил девять досок, из которых и был сколочен гроб для создателя аналитического искусства. От этой последней подачки «изосволочи», как Филонов именовал сие объединение, ему уклониться не удалось.

В следующем году начнется Первая мировая война. Кажется, что «Пир королей», написанный в 1913-м, предрекает её. Близкий друг Филонова поэт-футурист Велимир Хлебников говорил о картине: «Пир трупов, пир мести». Согласно принципам аналитического искусства, нет смысла изображать некий «сюжет», потому что это всегда остановка, мертвый слепок. Картина должна запечатлевать метаморфозы, изображать движение – но не внешнее перемещение в пространстве, как у футуристов, а внутреннее, скорее движение во времени, стадии некоего процесса. Кажется, «Пир королей» демонстрирует нам процесс разложения...

Это окончательный вариант картины, был еще и другой «Пир королей», похожий сюжет в более светлых тонах. А главное различие, пожалуй, в том, что в первой версии короли еще явно и очевидно живы, и, похоже, между ними происходит некий разговор. Второй «Пир королей» кажется пиром мертвецов, от картины исходит гнетущее ощущение безмолвия. Разговорам там не место.

Общий тон картины – кроваво-красный. Кажется, что всё происходит в подземелье, создана атмосфера жертвоприношения. У стола изображено 11 фигур, в том числе двое под столом и один – некто вроде гомункула – на столе. В верхнем левом углу обращают на себя внимание три самые величественные фигуры, среди них – женщина. Она написана в чуть более светлых тонах, не такая кровавая. Могла бы считаться проблеском в этом адском мареве, но нет, ее позу копирует шут, сидящий под столом, и тем самым снижает и уничтожает возможность «луча света» в этом царстве.

Фигуры по обе стороны от женщины изображены со скрещенными на груди руками. Примечательно, что в первой версии «Пира» тоже есть одна женская фигура – гротескно изображенная старуха на переднем плане в одной руке держит кубок, второй тянется к винограду. Искушение?

Стол кажется жертвенным аналоем. Центральное место занимает рыба – в христианстве символизирующая самого Христа. «Бог умер», впору согласиться с Ницше, глядя на эту «Тайную вечерю». Многие исследователи видят в картине символ «антивечери», антипричастия.

Две из фигур – один возле тройки (троицы?) «главных», второй в правом углу – изображены с закрытыми глазами. Мертвы? Мертвецки пьяны? Но на веселую пирушку происходящее похоже менее всего. Вспомним, что Филонов изображает процесс, голографически включающий в каждом моменте всё, что было до и будет после. Когда-то все эти короли были живы. Мы задумываемся, не мертвы ли двое из них, и в этот момент за столом оказывается смерть – даже если остальные живы, это ненадолго. Несмотря на очевидные аналогии с жертвоприношением, ни овцы, ни барана, которые были бы предназначены на заклание, мы не видим. Единственное животное – собака, свернувшаяся у ног шута. О дьявольской символике образа собаки достаточно известно. Итого, на картине 12 существ. Причем они изображены в состоянии оцепенения, ожидания. Кто 13-й? Не его ли приветствует поднятым бокалом фигура справа, под троном которой свернулся пёс ?

«Пир королей» отсылает зрителя как к иконам, так и к поэтике полотен Босха. Сам Филонов говорил, что его картины в день «страшного суда искусства» станут той соломинкой, которая решит участь человечества, а в манифесте «Сделанные картины» писал, что люди будут приходить к его полотнам, как к иконам.

Автор: Алена Эсаулова
Читать всю аннотациюСвернуть

Эта работа в подборках пользователей

  • Анри Матисс. Зора на террасе
  • Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. Фрагмент: Ловить рыбу без сети - извлекать выгоду из работы других людей
  • Куно Амье. Натюрморт со щукой
Рыбки
132 работы • 0 комментариев
  • Валентин Александрович Серов. Портрет княгини Ольги Орловой
  • Валентин Александрович Серов. Княгиня Юсупова в своём дворце на Мойке
  • Василий Григорьевич Перов. Тройка (Ученики мастеровые везут воду). Фрагмент
русский музей
Собирает Inna Kalinina
69 работ • 0 комментариев
  • Владимир Катаев. «Четыре пятнадцать. Эпизод первый», Х3/М, А/Р, 50 Х 72 см, 2014
  • Владимир Катаев. «Четыре пятнадцать. Эпизод третий», Х3/М, А/Р, 50 Х 72 см, 2014
  • Владимир Катаев. «Четыре пятнадцать. Эпизод второй», Х3/М, А/Р, 50 Х 72 см, 2014
Аллегорическая сцена
Собирает Open
2 485 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Валентин Александрович Серов. Княгиня Юсупова в своём дворце на Мойке
31
Княгиня Юсупова в своём дворце на Мойке
Валентин Александрович Серов. Портрет княгини Ольги Орловой
32
Портрет княгини Ольги Орловой
Василий Григорьевич Перов. Тройка (Ученики мастеровые везут воду). Фрагмент
2
Тройка (Ученики мастеровые везут воду). Фрагмент
Владимир Катаев. «Четыре пятнадцать. Эпизод третий», Х3/М, А/Р, 50 Х 72 см, 2014
1
«Четыре пятнадцать. Эпизод третий», Х3/М, А/Р, 50 Х 72 см, 2014
HELP