войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Скульптура
Материалы: Гипс
Дата создания: 1757
Размер: 79 см

Описание работы «Купальщица»

Многократно повторяемая и самим автором, и его подражателями «Купальщица» – одна из самых знаменитых работ Этьена Мориса Фальконе. Её первый экземпляр купили еще до того, как скульптор закончил работать резцом. Успех статуи был настолько громким, что её создателю, не имевшему на тот момент никаких официальных титулов простолюдину, предложили возглавить знаменитую Севрскую фарфоровую мануфактуру, которую курировала фаворитка короля де Помпадур. Фальконе вскоре станет её любимцем и впоследствии создаст несколько скульптур, аллегорически представляющих мадам де Помпадур.

Girl, you`ll be a woman soon

В чувственной и одновременно целомудренной фигуре купальщицы Фальконе, как считается, запечатлел момент, когда девушка становится женщиной. Чистые линии стройного тела и изящной ступни, тянущейся к воображаемой воде, демонстрируют зрителю невинную застенчивость купальщицы. Тонкие переливы поверхности мрамора показывают лёгкую дрожь тела, которое вот-вот соприкоснется с прохладной водой.

Скульптор ловит момент перед самым омовением, когда купальщица с осторожностью выдвигает ногу вперёд, чтобы носком проверить температуру воды. Этот изящный жест Фальконе позаимствовал из живописного произведения – картины «Купальщица» своего учителя Франсуа Лемуана (автора масштабных декоративных работ, как, например, потолок Салона Геркулеса в Версале). «Купальщица» Лемуана в свое время была весьма популярна благодаря снятым с неё гравюрам.

Формы «Купальщицы» Лемуана еще вполне рубенсовские, а Фальконе задаёт новую эстетику женской телесности – удлинённые пропорции, узкие бёдра, покатые плечи, гибкая линия шеи и небольшая высокая грудь. Простая прическа «Купальщицы» – гладкая, с центральным пробором – вдохновлена античностью. Маленькая голова и мягкое, почти детское личико в форме сердца надолго войдут в моду вместе со стилем рококо.

Обнажённая не означает нескромная

Совершенная обнажённость купальщицы, тем не менее, не производит впечатления нескромности. Ее сдержанная поза (легкий балансирующий наклон вперед), изящное положение рук, опущенные вниз глаза – все это как бы удерживает зрителя на определённом расстоянии, ограждает от фривольных ассоциаций.

При этом статуя не холодна и не инертна. Слегка выступающее вперёд бедро уравновешивается колебанием рук в почти танцевальном движении. Мягкая мраморная поверхность повторяет зернистость охваченной легкой дрожью кожи.

«Купальщица» впервые была выставлена в Салоне 1757 года, вскоре Фальконе был назначен директором скульптурной мастерской Севрской фарфоровой мануфактуры. Статуя имела большой успех и неоднократно повторялась и самим Фальконе, и другими скульпторами, такими как Жан-Пьер Антуан Тассар, фламандец, прошедший обучение в Париже и ставший официальным скульптором короля Пруссии в 1774 году. Уменьшенную «Купальщицу» много раз выпускали из бисквитного фарфора, которым славилась Севрская мануфактура. Статуя из Лувра – это мраморная копия работы самого Фальконе из коллекции фаворитки Людовика XV мадам Дю Барри в Лувесьене. В Государственном Эрмитаже представлена гипсовая «Купальщица» Фальконе, привезённая скульптором в Россию в 1760-х годах, когда он был приглашён Екатериной II для создания памятника императору Петру I.
Комментарии