Регистрация

Голова крестьянина

Предложить название
1929, 71.7×53.8 см • Масло, Фанера
Аннотация
В начале 1920-х годов Казимир Малевич сосредотачивается на том, чтобы нести идеи супрематизма в массы, после 1923 года почти полностью прекращая писать картины (но не статьи, трактаты и манифесты). Художник преподает в Витебске, Ленинграде и некоторое время – в Киеве. На протяжении всего этого времени отношения Казимира Севериновича с официальными властями продолжали ухудшаться. Его смещали с должностей, увольняли под разными предлогами и арестовывали. Едва успев добиться известности и признания, Малевич снова оказался в оппозиции к официальному курсу, которому были вынуждены следовать его коллеги, вовремя не переехавшие в Европу. При этом художник оставался, без преувеличения, культовой личностью. Студенты и поклонники его творчества безоговорочно принимали каждое его слово, и, если бы Малевичу взбрело в голову, скажем, устроить перформанс с массовым самоубийством, последователей у него наверняка нашлось бы немало.

В конце концов, Казимира Севериновича лишили возможности преподавать в принципе, и тогда, поняв, что с вездесущим соцреализмом ему точно не по пути, он снова берется за краски – без оглядки на кого бы то ни было. В одном из писем того периода Малевич пишет: «Я подумываю о возвращении к живописи с целью писать символические картины. Я хочу создать образ, который был бы действенным». Начиная с 1929 года, он создает новую серию полотен, героями которых становятся крестьяне (1, 2, 3). По привычке перекраивая собственную биографию, в том числе и творческую, некоторые из этих картин Малевич датирует 1910-ми годами. Более поздний анализ, однако, позволил определить, что эти работы были написаны в начале 30-х. К этому же периоду относится и одна из самых известных картин художника – «Голова крестьянина».

Нового крестьянина Малевича едва ли можно назвать счастливым или умиротворенным. Его судьба незавидна и горька, как и судьба великого множества деревенских жителей в те годы. За спиной героя картины видны силуэты сельских построек, над которыми кружат птицы, а с другой стороны полотна к ним неумолимо приближаются самолеты, как некие предвестники опасности. Ощущение тоски и безысходности подчеркивается скорбным выражением глаз крестьянина, отсылающим нас к иконописным традициям (как и вся композиция полотна). Кроме того, Малевич будто бы лишает своего героя голоса, закрывая его рот бородой, как непроницаемой повязкой. В будущих картинах художник начнет и вовсе обезличивать своих крестьян, оставляя на месте их лиц пустые овалы.

Автор: Евгения Сидельникова
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль и техника: Абстракционизм, Масло

С этой работой в подборки добавляют

Казимир Северинович Малевич. Спортсмены
2
Спортсмены
Казимир Северинович Малевич. Динамический супрематизм (Супремус 57)
1
Динамический супрематизм (Супремус 57)
Казимир Северинович Малевич. Супрематизм
0
Супрематизм
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP