войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Портрет императора Николая II в мундире Королевского шотландского 2-го драгунского полка

Валентин Александрович Серов • Живопись, XX век
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: XX век
Работа в подборках: 8 подборок

Описание картины «Портрет императора Николая II в мундире Королевского шотландского 2-го драгунского полка»

В 1894 году королева Виктория назначила Николая II почетным шефом полка шотландских драгун. Назначение было сделано по случаю восхождения Николая на престол и его женитьбы на внучке королевы – Алисе Гессенской. Это был симметричный политический жест, обычная по тем временам практика: Николай II опекал шотландских драгун, Эдуард VII – киевских. Должность, разумеется, была номинальной. В обязанности монархов входило время от времени наносить своим подопечным визиты вежливости, красоваться в аутентичной форме, словом, декларировать добрые добрососедские намерения. Парадные мундиры играли в этом процессе важнейшую (если не главную) роль и нередко становились причиной анекдотических ситуаций.

Во время торжественной встречи королей в ревельском заливе произошел курьезный эпизод. После традиционного обмена пушечными салютами, с английской королевской яхты вдруг «заговорили флагами». Смысл сигналов был непонятен, хотя было ясно, что речь идет о чем-то важном и срочном. Всеобщее волнение улеглось после того как выяснилось, что Эдуард требовал на борт портного: с момента последней примерки он изрядно поправился, и мундир Киевского драгунского полка трещал на нем по всем швам.
В свою очередь, Николай также получил слишком тесную форму: английские портные не учли, что мерки снимались в вершках, а не в дюймах. Мундир придворным портным удалось перешить, а вот сапоги пришлось заменить другими. Англичане заметили, что шпоры у Николая – стальные, а не медные, как полагается по протоколу.

В общем, заказывая портрет в мундире шотландских драгун Валентину Серову, Николай изрядно рисковал. С одной стороны, никто не сомневался в том, что Серов – лучший портретист своего поколения. С другой, Серов был патологически правдивым живописцем, он никогда не льстил своим моделям и не писал традиционных парадных портретов. Погоны, петлицы и пуговицы его не интересовали – он мог бы подписаться под словами Андерса Цорна, сказавшего однажды «я – художник, а не портной».

Николай заказывал этот портрет не из тщеславия - картина предназначалась в дар его британским подопечным. Тем не менее, портрет получился вполне приязненным. Живописное одеяние не заслоняет личности императора. Решительно очерченные скулы, прямой взгляд, в котором читается не только воля, но и разум. Серов относился к Николаю II с симпатией. Он ценил в нем интеллигентность, доброту, такт – все то, что после событий 1905 года многие (включая Серова) будут проводить по ведомству слабостей. Злополучные сапоги он великодушно оставил «за кадром». Лишние вершки и недостающие дюймы скрыл за царственным разворотом плеч – так, чтобы в Эдинбурге не сомневались: с таким куратором не пропадешь.

Без «международного» скандала все же не обошлось. На следующий день, после того как работа была окончена, Валентин Александрович пришел, чтобы еще раз напоследок «потрогать кистью» портрет. И неожиданно попал на урок рисования. Александра Федоровна (та самая внучка королевы Виктории) стала объяснять ему, где и как нужно подправить портрет. Серов протянул императрице кисть и предложил окончить работу за него, та, не уступая цветом лица мундиру шотландских драгун, выбежала из залы вон. Дипломатические усилия Николая II не помогли – Серов заявил, что «в этом доме он больше не работает». И впредь, если изображал членов царской семьи, то уже не в столь героическом контексте.

По другой версии, конфликт между императрицей и Серовым произошёл при написании другой картины - "Портрета императора Николая II в мундире 80-го пехотного генерал-фельдмаршала князя А.И.Барятинского Кабардинского полка" (источники: 1, 2)

Комментарии