Регистрация

Портрет императора Николая II (Портрет Николая II в серой тужурке)

Предложить название
1900-е , 70×58 см • Масло, Холст
Рабочий кабинет императрицы Александры Федоровны в Зимнем дворце. Фото 1917 года, из коллекции Государственного Эрмитажа
Доп. изображения —
  • Рабочий кабинет императрицы Александры Федоровны в Зимнем дворце. Фото 1917 года, из коллекции Государственного Эрмитажа

Описание картины «Портрет императора Николая II (Портрет Николая II в серой тужурке)»

В 1902 году во время работы над очередным портретом Николая II произошел инцидент, поставивший точку в отношениях между Серовым и династией Романовых. Императрица Александра Федоровна, пожелавшая взглянуть, как продвигается работа, осмелилась давать Серову советы (она и сама рисовала - брала уроки у немецкого художника фон Каульбаха). И Серов, будучи человеком независимым и не самого легкого нрава, предложил ей окончить портрет вместо него. Государыня, покрывшись пунцовыми пятнами, выбежала из комнаты вон. Портрет остался недописанным. На все попытки императорского дома восстановить с Серовым дипломатические отношения, художник отвечал решительным отказом. Когда Николай попробовал подобраться к Серову через Сергея Дягилева, Валентин Александрович отрезал: «В этом доме я больше не работаю», - и слово свое сдержал.

Портрет Николая II в офицерской тужурке Преображенского полка стал, таким образом, последним законченным портретом императора кисти Серова.

После 1905 года неприязнь Серова к царской семье возросла многократно: художник винил императора в событиях Кровавого воскресенья. Он считал, что в своем портрете предугадал будущие невзгоды, связанные с правлением Николая. Однажды, увидев свою картину на выставке, Серов воскликнул: «А в уголках глаз-то – 1905 год!». А друг художника – Константин Коровин – писал об этом портрете: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора».

Однако в 1900-м Валентин Серов определенно испытывал симпатию к своей высокопоставленной модели.
Работая над этим портретом, Серов заступился за Мамонтова (Савва Иванович находился под следствием), и император немедленно распорядился, чтобы того отпустили под домашний арест. Серов попросил Николая материально поддержать журнал «Мир искусства», и тот снова не отказал. Серова подкупало умение царя держаться просто и в то же время с огромным достоинством, он явно пребывал во власти его обаяния.

Этим и продиктована композиция картины. Предназначенная в подарок императрице*, она начисто лишена бравурности и пафоса парадных портретов. Николай II в повседневной военной форме, в его позе (к слову, моментально оживляющей в памяти знаменитую серовскую «Девочку с персиками») нет ни самолюбования, ни высокомерия, в глазах светится ум. Известный искусствовед Абрам Эфрос говорил, что Серов «ласковой кистью написал тихого светловзорого мечтателя в полковничьих погонах».

В том же году Серов сделал копию с «Портрета в тужурке». Однажды он принес ее в комнату, где собиралась редакция «Мира искусства». «Усадив» нарисованного императора во главе стола, он умело подсветил портрет и едва не довел до коллективного сердечного приступа Льва Бакста, Александра Бенуа и других своих соратников по журналу. Именно эта авторская копия хранится сейчас в Третьяковской галерее**.

Что касается первого портрета, который висел в рабочем кабинете императрицы Александры Фёдоровны, его постигла не столь веселая участь. В 1917 году глаза «светловзорого мечтателя» с оригинала выкололи штыками матросы, штурмовавшие Зимний дворец.

*Также 1900-м годом датирован серовский «Портрет императора Николая II в мундире Королевского шотландского 2-го драгунского полка» (Николай II числился шефом полка с 1896 года и заказал портрет, чтоб подарить подопечным военным, – в музее полка в Эдинбурге картина сейчас и хранится). Этот парадный портрет писался одновременно с «портретом в тужурке», который готовили в подарок императрице. Когда она застала мужа и художника за написанием «серого» портрета, ей объяснили, будто это всего лишь эскиз, необходимый для работы над шотландским парадным.

**В Эрмитаже хранится офорт, сделанный в 1913 году по оригиналу Серова.

Автор: Андрей Зимоглядов
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль и техника: Импрессионизм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Валентин Александрович Серов. Портрет Н.Я. Дервиз с ребенком
  • Валентин Александрович Серов. Открытое окно. Сирень.
  • Валентин Александрович Серов. Портрет Е. И. Лосевой
Серов
5 работ • 0 комментариев
  • Леонардо да Винчи. Человеческий скелет
  • Валентин Александрович Серов. Автопортрет
  • Эрик  Зенер. В бассейне
+
Собирает Janelle Taskinbaeva
28 работ • 0 комментариев
  • Владимир Лукич Боровиковский. Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке с Чесменской колонной на заднем фоне
  • Владимир Лукич Боровиковский. Князь Куракин
  • Владимир Лукич Боровиковский. Рождество Христово
Любимые произведения!
Собирает Анжелика Сомик
322 работы • 0 комментариев
  • Марк Фишман. Ангел смерти
  • Марк Фишман. Летняя ночь
  • Огюст Роден. Потрясение
Впечатление.
20 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Валентин Александрович Серов. Портрет Н.Я. Дервиз с ребенком
1
Портрет Н.Я. Дервиз с ребенком
Валентин Александрович Серов. Портрет Е. И. Лосевой
1
Портрет Е. И. Лосевой
Эрик  Зенер. В бассейне
0
В бассейне
Эрик Зенер
2007, 60×48 см
Леонардо да Винчи. Человеческий скелет
1
Человеческий скелет
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP