войти
опубликовать

Хуан
Карреньо де Миранда

Испания • 1614−1685

Хуан Карреньо де Миранда (исп. Juan Carreño de Miranda; 1614—1685) — испанский художник эпохи барокко.

Родился в Авилес в Астурии, сын художника с тем же именем. Прошел обучение в Мадриде в конце 1620-х как ученик Педро де Лас Куэваса и Бартоломе Романа. Дворянин по происхождению, он хорошо понимал внутреннюю структуру и психологию королевского двора.

В 1669 Миранда был назначен придворным художником. В 1671 — главным придворным живописцем. В правление Карлоса II он играл роль, аналогичную роли Веласкеса при Филиппе IV.

Миранда, Хуан Карреньо де (Juan Carreño de Miranda) (25.03.1614, Авилес – 10.1685, Мадрид) – испанский живописец и график эпохи барокко. Родился в местечке Авилес в Астурии в небогатой дворянской семье. Сын художника с таким же именем. Сначала учился живописи в Вальядолиде. В 1623 г. его семья переехала в Мадрид, где Хуан прошёл обучение у Педро де Лас Куэваса и Бартоломе Романа. Существует предположение, что он ездил в Италию, где изучал работы известных живописцев, в частности, Тициана. В двадцать лет он уже превзошёл учителей и покинул их, чтобы основать собственную мастерскую. В самых ранних его работах явно проглядывает итальянская и фламандская школа, в первую очередь – Рубенс, ван Дейк и Тициан. К 1634 г. Миранда – уже признанный живописец, получающий много заказов, большей частью на написание алтарных образов. До поступления на королевскую службу работал преимущественно в жанре религиозной живописи. Религиозные произведения Миранды богаты колористически, тонко моделированы, как, например, «Св. Себастьян» (1656), где необычайная выразительность сочетается с мягкой и чувственной венецианской манерой, а также «Воспитание девы Марии», написанное позднее, но в схожей венецианской манере. Карреньо любит применять эффекты движения и перспективы, словно хочет возместить этими сильными средствами, перенятыми из арсеналов барокко, некоторую нехватку внутренней уверенности. Возбуждённость и перегруженность позднего испанского барокко приводят к некоторой искусственности, надуманности. Притом Карреньо выбирает лучшие образцы для подражания, ориентируется на высочайшие достижения европейской живописи: уроки Рубенса очевидны в таких картинах, как «Мария Магдалина» и «Вознесение». Больше простоты, ясности, лёгкости и органичности в полотне «Основание ордена тринитариев» (1666). Работы по украшению монастыря Девы Марии Арагонской и церкви Эль Росарио привлекли к Миранде внимание Веласкеса, вследствие чего Хуан, ставший его ассистентом, получил в 1658 г. заказ на фресковую живопись для так называемого Зеркального салона в королевском дворце Алькасар. Там он познакомился с художником Франсиско Риси, с которым в дальнейшем много сотрудничал – в частности, работая над украшением знаменитого купола церкви Сан Антонио де лос Португесес и над «Магдалиной в пустыне» для монастыря Лас Рекохидас. Талант мастера был оценён в верхах, и в 1669 г. Филипп II назначил Миранду придворным живописцем. Эту должность художник сохранил и при новом короле – Карлосе II. С 1671 г. Миранда – придворный живописец королевы. В этот период он пишет много портретов, которыми в первую очередь и знаменит. В правление Карлоса II художник играл роль, аналогичную роли Веласкеса при Филиппе IV. Следует заметить, что в то время при дворе уже не существовало традиции умного меценатства, характерной для некоторых прежних правителей Испании. Усиливалось давление на искусство сухой официальности и религиозности. После смерти Веласкеса в 1660 г., Сурбарана – в 1664 г. (третий крупный мастер, Рибера, ушёл из жизни ещё раньше, за восемь лет до Веласкеса) лицо испанской живописи изменилось. Её плодовитость, эффектность, виртуозность чрезвычайно высоки, но этого уже нельзя сказать о глубине содержания. Беречь и культивировать высокие художественные традиции в период безвременья – особая и труднейшая задача. Достойно удивления, что такому мастеру, как Карреньо, удалось так долго сохранить многие лучшие качества испанской живописной школы, когда её золотой век был уже позади. Работая при дворе, Карреньо мог беспрепятственно изучать картины Веласкеса, которые в то время почти в полном составе украшали залы, вестибюли и лестницы дворца в Мадриде и загородных резиденций короля. Здесь же – несравненная коллекция картин венецианских мастеров во главе с Тицианом и Веронезе и живописцев Фландрии во главе с Рубенсом и ван Дейком. И сила, и слабость последнего поколения испанских живописцев XVII в. заключались в том, что их искусство питалось наследием прошлого, но находило мало опоры и воодушевления в исторической и общественной жизни страны. Биение живой жизни затухает в Испании, оно сохраняется только в живописных полотнах прежних времён – в рубенсовских и тициановских образах, в глубоких сосредоточенных портретах Веласкеса, в экстатической взволнованности произведений Эль Греко, в горделивости героев ван Дейка. Картины Карреньо характеризуют его как преданного ученика и последователя великих мастеров прошлого. И в то же время он оказался неумолимым свидетелем духовной опустошённости своих современников. Мирандо неоднократно изображал Карлоса II. Эти портреты – зафиксированная маслом на холсте хроника превращения красивого мальчика в дряхлого старика. Но и в самых отталкивающих портретных образах Карлоса видно некое аристократическое изящество, характерное для живописи Карреньо. Художник пишет и королеву-мать, Марианну Австрийскую. Он мастерски передаёт переливы драгоценных шелков и парчи, мерцание золота и драгоценностей, блеск доспехов – однако последние отпрыски Габсбургов унылы, бесцветны, безжизненны. Подражая Веласкесу, Хуан Карреньо пишет также придворных шутов, и аристократов из окружения короля («Портрет маркизы Санта-Круз», «Портрет графини Монтерей», «Портрет герцога Пастраны»). В этих работах суровая сдержанность Веласкеса часто сочетается с более элегантной и светской манерой ван Дейка. Лица при этом всегда выписаны с исключительной тщательностью. Картины же, изображающие Карлоса II, Карреньо пишет с меньшей вольностью, обращаясь к традициям, заложенным еще Антонисом Мором. На испанский королевский двор произвёл сильное впечатление приезд большого русского посольства, и Миранде был заказан парадный портрет посла Петра Ивановича Потёмкина. Некоторые искусствоведы считают, что это – лучшая работа мастера. Помимо живописных работ Миранда исполнял и гравюры. Художник вёл жизнь тихую и спокойную, отличался благородными манерами, незлобивым нравом и щедрой душой, что привлекало к нему сердца окружающих. Рассказывают, что, когда ему предложили стать рыцарем ордена св. Иакова, Миранда отказался, ответив: «Живопись не нуждается в почестях, она сама способна воздать их всему миру». Миранда умер в Мадриде, оплакиваемый облагодетельствованными им людьми и многочисленными учениками, включая Матео Сересо, Кабесалеро, Хосе Хименеса Доносо, Херонимо Антонио Эскерру. Карреньо работал во времена упадка испанского искусства. Нечто в его живописи превращает художника в своего рода летописца уходящей эпохи. Его значительной заслугой стала способность уловить и запечатлеть болезненную обстановку, которая даёт нам представление о царствовании Карлоса II. Его лучшие творения как бы возвещают конец не только правления этого короля, но и целой династии и предстоящий болезненный переход монархии к Бурбонам. Карреньо нередко справедливо называют «испанским ван Дейком», но это ван Дейк меньшего масштаба, более унылый и приглушённый.

Перейти к биографии