войти
опубликовать

Франсиско
Эррера-старший

Испания • 1576−1656

Биография и информация

Эррера, названный Лопе де Вега «солнцем живописи», был одним из самых крупных барочных художников Севильи. Его считают учеником Пачеко. Самый плодотворный период его творчества располагается между 1636 и 1648. В эти годы были написаны работы, полны экспрессии, мощные, в сдержанных тонах. В последние годы своей жизни Эррера жил при дворе; о его работах в Мадриде свидетельствуют документы 1657.

Испанский живописец, архитектор, рисовальщик, мастер медальерного искусства, обращался к фресковым росписям. Представитель севильской школы. Первый учитель Веласкеса. Жил и работал в Севилье, с 1660 в Мадриде. Испытав влияние маньеризма и венецианской живописи (Сошествие Св. Духа, 1617, Толедо, Дом-музей Эль Греко; Триумф св. Эрменгильда, 1634, Севилья, Музей изящных искусств), отдав дань караваджизму, Эррера Старший сложился в ярко индивидуального мастера, не просто современника ведущих живописцев испанского золотого века, но близкого к ним по характеру своего искусства, как бы подготовлявшего почву для исканий реализма. Он достиг успехов в жанровом истолковании религиозной темы, в индивидуальной характеристике образов, определяющей жизненную правдивость произведений. В цикле для коллегии францисканцев в Севилье, посвященном св. Бонавентуре (между 1627 и 1629), принадлежащие его имени 4 композиции достойно соседствовали с исполненными позже работами Сурбарана. В картине Принятие св. Бонавентуры в орден францисканцев (1628, Мадрид, Прадо) головы персонажей конкретны в своей почти портретной выразительности, присутствующие на церемонии люди объединены общим состоянием внутренней серьезности, значительности происходящего, чему соответствует строгая сдержанность цветовой гаммы, построенной на темных коричневатых и серо-серебристых тонах.

Монументальные и, как правило, огромные по размерам алтарные полотна Эрреры, написанные свободным, пастозным мазком, эффектные в сопоставлении светотеневых градаций, несут на себе отпечаток его необузданного темперамента. В лучшей из картин зрелого творчества Св. Василий Великий, диктующий свою доктрину (1639, Париж, Лувр) главное действующее лицо и окружающие его святые образуют величественную группу на фоне клубящихся золотисто-розовых облаков. В очертаниях их крепких фигур, в остроконечных головных уборах, в выражении суровых живых лиц, особенно св. Василия — седобородого патриарха с горящими черными глазами, есть что-то грозное, торжественное, неумолимое. По образной характеристике, пластичности форм и звучной, богатой оттенками живописи это произведение Эрреры Старшего превосходит многие религиозные композиции его младших современников, впоследствии гораздо более знаменитых. Не случайно, человек тяжелого и неуживчивого характера, он пользовался громкой славой и был воспет Лопе де Вега как "солнце Севильи".

В немногочисленных жанровых картинах мастера — среди них полный достоинства Слепой рылейщик (ок. 1640, Вена, Музей истории искусства) — впервые наметились характерные для испанского жанра особенности: отсутствие активного действия, развернутого сюжета, элементов дидактики и повествовательности, близость к портрету, моделями которого служили народные типы.

О пребывании Эрреры Старшего в Мадриде известно мало. Последние годы жизни были, по-видимому, годами личного одиночества: его покинула семья, ушли ученики, среди них наделенный ярким декоративным даром сын, Франсиско Эррера Младший.