войти
опубликовать

Жан
Пюсель

Франция • 1300−1355

С именем Пюселя связывают три произведения, два из которых исполнены им в сотрудничестве с другими мастерами («Бельвильский бревиарий» и «Библия Робера де Билленга», Париж, Нац. библиотека), а третье полностью создано им самим. Это - «маленький сборник проповедей, раскрашенных Пюселем», заказанный в 1325-1328 королем Карлом IV для своей жены, королевы Жанны д'Эвре. В настоящее время его отождествляют с Часословом, хранящимся в Нью-Йорке (Клуатры). Современные исследователи, основываясь на стилистическом анализе, приписывают мастерской художника и другие произведения. Речь идет в основном о книгах, заказанных очень знатными персонами: «Часослов Жанны Савойской», «Часослов Жанны II Наваррской», «Часослов Иоланды Фландрской» и ряд др. Интересна стилистическая близость между искусством Пюселя и полупрозрачными эмалями, украшающими так называемую «Мадонну Жанны д'Эвре» (1339, Париж, Лувр). «Бельвильский бревиарий» и «Часослов Жанны д'Эвре» наиболее характерны для манеры Пюселя. С первого взгляда поражает сила воображения и свобода мастера в миниатюрах и маргинальных рисунках (внизу страниц, концовки), которые он населяет гротескными фигурами, свидетельствующими о его знакомстве с рукописями Фландрии и Северной Франции XIII в. Но прежде всего он был последователем Мастера Оноре; его стремление к формальному совершенству, хрупкости фигур, анатомическим и психологическим поискам вписывается в парижскую традицию. По своей технике Пюсель превзошел своих предшественников: он использует черные контуры, пунктирные линии, красные контуры с тенями сангиной и блестящими красками («Часослов Жанны д'Эвре»). Он открывает технику гризайли, благодаря которой он придает странице большую декоративную целостность, персонажам пластичность, а стилю - непосредственность. Считать ли это влиянием современных витражей? Был художник знаком с открытиями Джотто? Как бы то ни было, итальянские уроки чувствуются как в его иконографии, так и в стиле. Возможно, некоторые сцены являются французской готической парафразой «Маэсты» Дуччо. Вместе с тем новые методы, пришедшие из Италии, перспектива и светотень восхищают Пюселя. Он стремится, пусть несколько неловко, разместить фигуры в трехмерном пространстве и представить их в ракурсе. Эти новшества были бы невозможны без знания итальянского искусства, что подтверждает гипотезу о путешествии художника в Италию. Постепенно итальянские реминисценции становятся не столь явными. Рукописи, созданные в мастерской Пюселя, свидетельствуют о том, что художник и его самые способные ученики выработали строгий стиль, полный декоративного изящества и чисто парижской повествовательности; изображение становится все более реалистичным и сопровождается углубленным изучением выразительных средств. В первой половине XIV в. Пюсель возглавлял парижскую школу и открыл новые пути развития искусства миниатюры.

Перейти к биографии