войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Россо
Фьорентино

Италия • 1494−1540

Биография и информация

Вместе с Якопо Понтормо учился в мастерской Андреа дель Сарто. C 1523 работал в Риме. После разграбления города войсками Карла V (1527) переехал во Францию, занял место при дворе Франциска I. Последний поручил ему, вместе с Франческо Приматиччо, росписи королевского поместья в Фонтенбло (работы итальянских мастеров в этом дворце называют «школой Фонтенбло»). Вопреки утверждениям Вазари, смерть Россо Фьорентино не была самоубийством.

РОССО ФЬОРЕНТИНО (Rosso Fiorentino, il) (наст. имена и фамилия Джованни Баттиста ди Якопо ди Гуаспарре) (1494–1540), итальянский художник, один из основоположников маньеристического направления в культуре Возрождения.

 

Родился во Флоренции 8 марта 1494. В юности учился в мастерской Андреа дель Сарто вместе с Понтормо, с которым сотрудничал в ранний период. Получил прозвище «Рыжий из Флоренции», или просто «Рыжий» (Il Rosso). В 1524–1527 работал в Риме, затем, после разгрома, учиненного там французскими войсками, в ряде других итальянских городов.

 

Уже в ранних вещах (фреска Успение Богоматери, 1517, церковь Сантиссима-Аннунциата, Флоренция; Мадонна с четырьмя святыми, 1518, Уффици, Флоренция) нарастают черты тревоги и внутренней дисгармонии. Ярким свидетельством творческой зрелости Россо может служить Снятие со Креста (1521, Городская пинакотека, Вольтерра) и Моисей, защищающий дочерей Иофора (ок. 1523, Уффици), – с их изломанными формами и, в особенности в первой вещи, острыми колористическими диссонансами. В римский период Россо испытал сильное влияние Микеланджело.

 

В 1530 уехал во Францию, где ему удалось снискать расположение короля Франциска I. Занимался (вместе с Приматиччо и другими мастерами; 1532–1539) декоративным убранством Галереи Франциска I во дворце Фонтенбло, сыгравшей ключевую роль в обновлении старого замка; с 1536 был руководителем всех работ по украшению последнего. Эти фрески и рельефы из стукко, в значительной мере исполненные по эскизам Россо, – причудливые по орнаментике и формальному строю, полные сложных символов и эмблем, – оказали воздействие на развитие маньеризма в разных европейских странах, в том числе на становление французской школы Фонтенбло.

 

Умер Россо Фьорентино в Париже 14 ноября 1540.