Регистрация

Купчиха за чаем

Предложить название
1918, 120×120 см • Масло, Холст

Описание картины «Купчиха за чаем»

В 1918-м, когда была написана «Купчиха за чаем», эйфория, которую Кустодиев испытывал в связи с революцией, сошла на нет. Это были окаянные дни: голод, нищета, сомнения. Жена Кустодиева – Юлия – ходила по воскресеньям пилить дрова, платили ей, как и другим чернорабочим, - дровами. Сам Борис Михайлович взялся – в добровольно-принудительном порядке – прихорашивать Петроград по случаю революционной годовщины. В письме театральному режиссеру Василию Лужскому Кустодиев писал: «Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости. Стосковался по людям, по театру, по музыке - всего этого я лишен».

Зная эти обстоятельства, непросто принять за чистую монету «Купчиху за чаем» со всем ее мясо-молочным гедонизмом, вызывающей телесностью и сдобным спокойствием.

Современники Кустодиева находили в ней горькую иронию. Особенно сознательные наделяли картину сатирической интонацией: им казалось, что Кустодиев – теперь уже советский художник – нарисовал карикатуру на купеческое сословие, эдакую леди Макбет Мценского уезда. Только по прошествии десятилетий стало очевидно, что эта картина – одна из самых личных у Кустодиева. И уж, конечно, художник писал ее без фиги в кармане.

Из ряда типичных кустодиевских купчих (1, 2, 3) эта выделяется еще и тем, что является в некотором роде портретом «воображаемого друга» - той родины, которой Кустодиев лишился, но яростно, безнадежно, болезненно помнил.

Жаркое зеркало самовара не отражает революционных пожарищ. Залпы «Авроры» не оскверняют полуденной неги – слышно лишь, как на соседнем балконе мешают серебряной ложечкой чай. Чуть заметно колышутся телесные холмы. В небесных глазах – ни намека на мысль, упоительный русский дзэн. Нет, это не та птица-тройка, что несется куда-то, не слушая поводьев и не разбирая дороги. Это Россия, в которой время пить чай. Где ты теперь, дай ответ. Не дает ответа.

Автор: Андрей Зимоглядов
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Натюрморт, Пейзаж, Портрет
Стиль и техника: Модерн, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Анри Манген. Флора
  • Поль Синьяк. Завтрак, или Столовая
  • Жан-Этьен Лиотар. Натюрморт с чайным сервизом
Чай, кофе
Собирает сергей ледяев
22 работы • 1 комментарий
  • Владимир Егорович Маковский. Прачка
  • Александр Александрович Дейнека. В чайной
  • Гелий Михайлович Коржев. Самовары
Чай
65 работ • 0 комментариев
  • Борис Михайлович Кустодиев. Купчиха за чаем
  • Рокуэлл Кент. Портрет ребенка (моя дочь Клара)
смрор
Собирает Ольга
2 работы • 0 комментариев
  • Борис Михайлович Кустодиев. Морозный день
  • Борис Михайлович Кустодиев. Украинский пейзаж
  • Борис Михайлович Кустодиев. Яблоко и сторублевка
кустодиев
15 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Артур Джон Элсли. Впервые на лошади
2
Впервые на лошади
Артур Джон Элсли
1904, 76.2×101.6 см
Уильям Меррит Чейз. Натюрморт с чайником
1
Натюрморт с чайником
Уильям Меррит Чейз
1900-е , 43.2×43.2 см
Джордж Данлоп Лесли. Английский послеполуденный чай
0
Английский послеполуденный чай
Чайльд Гассам. Чай во французский садике
2
Чай во французский садике
Чайльд Гассам
1910, 88.9×102.9 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP