войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Комментарии
0
О работе
Альтернативные названия: Портрет профессоров П. Л. Капицы и Н. Н. Семенова
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль: Реализм
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1921
Размер: 71×71 см
Работа в коллекции: Smart and Beautiful Натальи Кандауровой
Работа в подборках: 20 подборок

Описание картины «Портрет Петра Капицы и Николая Семенова»

Однажды Федор Шаляпин, позировавший Кустодиеву, увидел в его мастерской двойной портрет. Двое румяных молодых людей, одетых консервативно и в то же время неуловимо щегольски. При галстуках и трубках (у одного – курительная, у другого – рентгеновская). В глазах – пытливый ум и спокойная уверенность. Лицо одного из них показалось Шаляпину знакомым: «вроде видел где-то, а где – шут знает».

Герои портрета с порога заявили, что они пока не знамениты, но непременно станут такими. Они хотели, чтобы Кустодиев – один из самых прославленных портретистов России – написал их здесь и сейчас.

«И такие они бровастые, краснощекие (им и голод нипочем), такие самоуверенные и веселые были, что пришлось согласиться, – рассказывал Кустодиев Шаляпину. – Притащили они рентгеновскую трубку, с которой работали в своем институте, и дело пошло. Потом и гонорар принесли, знаете какой? Петуха и мешок пшена. Как раз заработали тогда где-то под Питером, починив какому-то хозяйчику мельницу».

Молодые люди не обманули Кустодиева: спустя годы оба стали нобелевскими лауреатами. Один – Петр Капица (слева с курительной трубкой) – по физике. Другой – Николай Семенов – по химии. Наука пока не знает ответа на вопрос, чего в этой истории больше – очевидного или невероятного. То ли молодые ученые были настолько уверены в себе, что решили получить немного славы авансом. То ли легкая кустодиевская кисть стала для них благословением и принесла удачу.

К слову, Капица и Семенов – уже на правах старых приятелей – появились и на другом полотне Кустодиева: «Праздник в честь II конгресса Коминтерна на площади Урицкого». Вот они, в самом центре композиции, наблюдают народное ликование с чисто научным интересом. И, кажется, видят, к чему все идет, даже без рентгеновской трубки.

Автор: Андрей Зимоглядов
Комментарии