войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Альтернативные названия: Портрет Ф.И. Шаляпина
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль: Модерн
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1922
Размер: 99×80 см
Работа в подборках: 33 подборки

Описание картины «Портрет Шаляпина»

Знакомство художника Бориса Кустодиева и оперного певца Федора Шаляпина состоялось в 1919 году, а познакомил их писатель Максим Горький. Кустодиев с юных лет обожал творчество Шаляпина. Певца, в свою очередь, поразила трагическая судьба Кустодиева: к моменту их знакомства известный художник уже три года был прикован к инвалидному креслу. Люди творчества, известные и состоявшихся каждый в своей области, они легко находили общие темы для бесед, к тому же у Кустодиева имелся большой опыт в оформлении театральных постановок.

После успеха оперного спектакля «Царская невеста» (1920) в художественном исполнении Кустодиева к нему обратился коллектив Мариинского театра с просьбой оформить оперу «Вражья сила» композитора Александра Серова по пьесе Александра Островского. «Переговорщиком», естественно, выступил Федор Шаляпин, который был не только исполнителем партии Еремки, но и режиссером спектакля. Борис Кустодиев с радостью принял предложение Шаляпина, и одновременно предложил певцу написать его портрет. Причем непременно в шубе, в которой певец пришел к нему в гости.
Шаляпин вспоминал:
«- Ловко ли? – говорю я ему. Шуба-то хороша, да возможно – краденая.
– Как краденая? Шутите, Федор Иванович.
– Да так, говорю, – недели три назад получил ее за концерт от какого-то Государственного Учреждения. А вы, ведь, знаете лозунг: «грабь награбленное».
– Да как же это случилось?
– Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого то, теперь уже не помню какого – «Дома», и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу… Пошел в магазин. Предложили мне выбрать. Экий я мерзавец – буржуй! Не мог выбрать похуже – выбрал получше.
– Вот мы ее, Федор Иванович, и закрепим на полотне. Ведь как оригинально: и актер, и певец, а шубу свистнул».

На том и порешили. Однако к созданию портрета художник приступил еще не скоро – Шаляпин был занят работой над постановкой, прорабатывая каждую мелочь. Зато он попросил Кустодиева написать портрет его жены, Марии Валентиновны, что и было сделано. Когда же начались репетиции, Шаляпин помогал Кустодиеву посещать каждую из них: он не только организовывал автомобиль для поездки, но и выносил художника из дому, а потом помогал выбраться из авто и попасть в театральный зал. Кустодиев активно работал над эскизами к «Вражьей силе», Шаляпин часто приезжал к нему на обсуждение декораций и костюмов; они даже пели вместе – у художника был тенор.

Наконец, мастер решил возобновить работу над портретом, начатым осенью 1920 года. Снова приняли решение писать Шаляпина в той самой шубе; певец очень просил, чтобы Кустодиев нарисовал на картине его любимого французского бульдога Ройку. Сын Кустодиева, Кирилл, вспоминал: «Для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее».

Изначально Кустодиев задумал портрет в полный рост; это привело к тому, что картину, высота которой превышала 2 метра, художнику пришлось писать по частям. Ограниченный пространством небольшой мастерской, работавший сидя в инвалидном кресле, Кустодиев не мог писать всю фигуру портретируемого сразу. Сам Шаляпин еле помещался в комнате, где работал художник. Кустодиеву пришлось решать не только художественную, но и техническую задачу исполнения задуманного портрета: среднюю часть он писал сидя, а верхнюю и нижнюю части – в положении полулежа. На потолке мастерской Кустоиева был оборудован блок с веревкой и грузом – с его помощью художник имел возможность самостоятельно регулировать наклон холста, с которым работал. Размер готовой картины составил 215 на 172 сантиметра; некоторые детали художнику пришлось переносить с эскизов на полотно по клеткам.

Портрет выполнен в любимом Кустодиевым стиле «портрет-пейзаж»: статная фигура Федора Шаляпина изображена на фоне красочного, веселого народного гуляния. Бобровая шапка и роскошная шуба, театральная поза Шаляпина, изображенного фас в три четверти, добавляют монументальности седовласой фигуре певца. Из-под расстегнутой шубы виден концертный костюм, ярким пятном на ветру реет шелковый шарф, на ногах - лакированные ботинки с гамашами. На мизинце его правой руки – драгоценный перстень, в левой руке красивая трость. Кажется, что Шаляпин прямо отсюда, с этого снежного пригорка, отправится на концерт. Богатство одежды на этом портрете, созданном во времена НЭПа, видится символом материального достатка состоявшегося знаменитого артиста. У ног Шаляпина – любимый пес Ройка, преданно глядящий на хозяина.

На втором плане, слева, Кустодиев по просьбе Шаляпина изобразил фигуры двух дочерей Шаляпина, Марию и Марфу, которых сопровождает Исай Дворищин, личный секретарь певца. У Мариина руках маленькая обезьянка.

Фоном для картины Кустодиев выбрал изображение народного гуляния по случаю Масленицы ясным, зимним днем. Солнечный пейзаж, разноцветная круговерть ярмарочной площади были придуманы и исполнены Кустодиевым по памяти. Феноменальная зрительная память художника, умение подмечать и запоминать мелкие детали дали ему возможность создать шедевр со множеством нарядных человеческих фигур, микросцен и зданий. Кустодиев в своей работе смог выразить не только глубокий внутренний мир великого певца, но и его биографический путь: от маленьких провинциальных потешных театров - к самым известным мировым сценам.

По замыслу Кустодиева картина получила название «Новый город», или «Ф. И. Шаляпин в незнакомом городе». Известны и другие ее названия: «Ф. И. Шаляпин на ярмарке» и «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде». Впервые широкая публика увидела портрет Шаляпина на выставке «Мир искусства» в мае 1922 года; сам художник из-за болезни не смог на нее попасть. Работа Кустодиева стала одним из самых ярких событий сезона, о ней было много хвалебных отзывов. Шаляпин купил портрет сразу же по окончанию работы и увез его с собой на гастроли в Париж; он очень любил эту картину и впоследствии часто брал ее с собой в гастрольные туры. Кустодиев также был доволен своей работой, хотя ни разу так и не смог взглянуть на портрет с достаточно большого расстояния, чтобы оценить его в полной мере. В 1922 году художник исполнил авторский повтор портрета, сделав для себя уменьшенную копию. Два года спустя ее представили зрителям на выставке русского искусства в Нью-Йорке.

В 1968 году дочери Федора Шаляпина решили передать оригинальный портрет в дар Ленинградскому театральному музею, куда несколькими годами ранее был передан портрет Марии Шаляпиной, который сохранялся в семье Исая Дворищина. Авторский повтор портрета находится в Русском музее – сюда его передали в 1927 году из Третьяковской галереи.

Автор: Рита Лозинская


Комментарии