войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Пейзаж, Жанровая сцена
Стиль: Модерн
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1916
Размер: 61×123 см
Работа в подборках: 63 подборки

Описание картины «Масленица»

Сегодня знаменитые Кустодиевские «Масленицы» (1, 2) - достояние нации, признанный образчик подлинно народного, но оттого не менее очевидного искусства. Типичное школьное сочинение по картине Кустодиева «Масленица» начинается со слов о «самых красивых и праздничных образах в русской живописи», о том, как беззаветно художник любил родину и как тонко чувствовал «русский характер». Однако при жизни художника праздничный перезвон бубенцов нередко тонул в гвалте сердитых голосов – не все Кустодиеву «было масленицей».

Разумеется, Борису Кустодиеву приходилось сталкиваться не только с всеобщим восхищением. Одни критиковали его за то, что он будто бы подражает Репину, находились и те, кто пенял его портретам на «недостаток репинского психологизма». Но самую яростную критику вызвала «Масленица», написанная Кустодиевым в 1916-м.

Когда Петербугская академия художеств приобрела картину за 1700 рублей, несколько членов совета вышли из его состава в знак протеста против «покупки малограмотного кустодиевского лубка».

Кустодиев в это время был прикован к постели после очередной операции на позвоночнике, «Масленицу» он писал по памяти. Работа над картиной была для него возможностью вновь пережить любимый праздник, почувствовать свист ветра в ушах, не вставая с кровати. Кустодиев, полагавший, что пестрые краски, бесшабашное веселье и простые эмоции «весьма свойственны русскому характеру», считал, что нашел для своей картины правильную и искреннюю интонацию. И тяжело переживал критику.

К счастью, за любимого ученика вступился сам Репин, пришедший от «Масленицы» в восторг. Но лучшим «адвокатом» Кустодиева стал, пожалуй, историк живописи Александр Бенуа, писавший: «Настоящий Кустодиев - это русская ярмарка, пестрядина, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями. Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость».

Автор: Андрей Зимоглядов
Комментарии