Регистрация
Ян Ливенс
Ян
 Ливенс
Нидерланды 1607−1674
Подписаться15                
Подписаться15                
Биография и информация
 

Ян Ливенс (нидерл. Jan Lievens, 24 октября 1607, Лейден — 8 июня 1674, Амстердам) — нидерландский художник эпохи Золотого века голландской живописи. Друг и соперник Рембрандта, с которым несколько лет в начале карьеры делил мастерскую. Коллекционеры того времени пристально следили за творчеством Ливенса и Рембрандта, пытаясь предугадать, кто из них окажется более успешным. Ливенс был вундеркиндом: в 12 лет он обладал мастерством сложившегося художника, работы которого высоко ценили современники.

Особенности творчества Яна Ливенса: Блестящий портретист. Покровитель художника — поэт, ученый, композитор, секретарь принца Оранского Константин Хёйгенс, — отмечал, что Ливенсу чудесным образом удавалось передать выражение человеческого лица и его душевное состояние (1, 2). Если склонный к рефлексии Рембрандт — виртуоз психологического портрета, то амбициозный Ливенс умел уверенной рукой придать модели вид «великий и возвышенный» (1, 2). Талант изображать обычного человека одухотворенным и значительным позволил художнику сделать успешную карьеру при английском дворе. Показательно, что сам Хёйгенс заказал свой портрет Ливенсу, а не Рембрандту.

Известные картины Яна Ливенса: «Автопортрет» (1, 2), «Мальчик в плаще и тюрбане» (Портрет принца Руперта Пфальцского), «Портрет Рембрандта ван Рейна», «Портрет пожилой женщины — матери Рембрандта», «Игроки в карты», «Счетовод за столом», «Св. Иероним в раскаянии» (2).

Ян Ливенс родился в семье вышивальщика гобеленов в Лейдене — родном городе и для Рембрандта, который был на год старше Яна. В возрасте 8 лет Ливенс был определен в ученики к художнику Йорису ван Схотену, а два года спустя, в 1617 году, продолжил обучение в Амстердаме у знаменитого в то время живописца Питера Ластмана, специализировавшегося на «высоком жанре» — исторических полотнах. Одаренный юноша, талант которого был очевиден наставнику, вернулся домой в 1619 году и уже в столь раннем возрасте начал успешную самостоятельную карьеру — писал картины на религиозные и аллегорические сюжеты. На выбор композиции и эксперименты с кьяроскуро раннего периода творчества оказали влияние «утрехтские караваджисты» и работы Питера Пауля Рубенса. В 1625 году в Лейден возвращается другой ученик Ластмана — Рембрандт, отношения с которым приобретают характер творческого соревнования: художники часто позируют друг для друга, пишут картины на одни и те же сюжеты.
В 1628-м их творчеством заинтересовался секретарь принца Оранского Константин Хёйгенс, который станет покровителем Ливенса: пригласит его в Гаагу писать свой портрет. По рекомендации Хёйгенса принц Оранский Фредерик Генрих приобретет у Ливенса картину и преподнесет ее в дар английскому послу, который передарит ее своему монарху — королю Карлу I.
В Гааге Ливенс знакомится с восхитившим его Антонисом Ван Дейком, а в 1631-м уезжает в Лондон, приняв приглашение английского короля стать придворным живописцем. Весной 1635-го финансово обеспеченный Ян Ливенс переезжает в Антверпен, где, не связанный более необходимостью работать на заказ, увлекается пейзажной живописью. Слава о нем доходит до родного Лейдена, и в 1639 году он получает почетный заказ — написать аллегорию «Великодушие Сципиона» для городской ратуши.
Любивший жить на широкую ногу художник вынужден скрыться от кредиторов в Амстердаме, где вскоре поправляет свое финансовое положение благодаря заказам местной элиты — он пишет портреты в популярной манере Ван Дейка. Подражание сыграет с мастером злую шутку: со временем он утрачивает собственный стиль. Тем не менее крупные контракты следуют один за другим: Ливенс становится единственным художником, кому поручают расписать стены королевской резиденции Хёс-тен-Бос в Гааге, ратуши в Амстердаме, городского дворца в Берлине.

Ян Ливенс умер 4 июня 1674 года в Амстердаме. Его прижизненную славу поглотило посмертное забвение: дети художника были вынуждены отказаться от наследства, чтобы оплатить огромные отцовские долги, многие написанные Ливенсом портреты были приписаны Рембрандту, а его полотна для английского королевского двора и вовсе были утрачены.

Автор: Анна Пашина

Читать дальше
Работы понравились
Светлана Парикова
+8

Лента
Portrait of Rembrandt van Rijn

Благодаря автопортретам мы так подробно знаем как выглядел Рембрандт глазами Рембрандта. Но оказывается, можно и узнать, каким видели его другие художники!

Около 1629 года товарищ Рембрандта, художник Ян Ливенс, пишет Саймон Шама, «исполнил его благожелательный портрет, показав его так, как хотел портретируемый, человеком мягким, но умеющим настоять на своем:
копну жестких рыжевато-каштановых волос венчает черный бархатный берет, уже довольно округлый подбородок покоится на перевитом белом шарфе, а дерзкому, вызывающему блеску его глаз вторит слабое мерцание стального латного воротника».

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Вся лента
Работы художника
всего 332 работы
Ян Ливенс. Петрус Эгедиус де Моррион
0
Петрус Эгедиус де Моррион
1637, 83.5×59 см
Ян Ливенс. Портрет девочки
0
Портрет девочки
1635, 61.5×48 см
Ян Ливенс. Портрет мужчины
0
Портрет мужчины
1630-е , 18.7×14.6 см
Ян Ливенс. Портрет Анны Марии ван Шурман
1
Портрет Анны Марии ван Шурман
1649, 87×68.6 см
Ян Ливенс. Пейзаж с Тобиасом и ангелом
0
Пейзаж с Тобиасом и ангелом
1644, 56.9×88.5 см
Ян Ливенс. Автопортрет
0
Автопортрет
1650-е , 96.2×77 см
Ян Ливенс. Вид на Ле Клеф
0
Вид на Ле Клеф
1664, 24.9×39.5 см
Ян Ливенс. Скрипач
1
Скрипач
1625, 95×76 см
Ян Ливенс. Портрет Константина Гюйгенса
0
Портрет Константина Гюйгенса
1629, 99×84 см
Посмотреть 332 работы художника
HELP