Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
4 статьи  •  2 теста
Ян Ливенс
Ян
 Ливенс
Нидерланды 1607−1674
Подписаться17                
Подписаться17                
Биография и информация
 

Ян Ливенс (нидерл. Jan Lievens, 24 октября 1607, Лейден — 8 июня 1674, Амстердам) — нидерландский художник эпохи Золотого века голландской живописи. Друг и соперник Рембрандта, с которым несколько лет в начале карьеры делил мастерскую. Коллекционеры того времени пристально следили за творчеством Ливенса и Рембрандта, пытаясь предугадать, кто из них окажется более успешным. Ливенс был вундеркиндом: в 12 лет он обладал мастерством сложившегося художника, работы которого высоко ценили современники.

Особенности творчества Яна Ливенса: Блестящий портретист. Покровитель художника — поэт, ученый, композитор, секретарь принца Оранского Константин Хёйгенс, — отмечал, что Ливенсу чудесным образом удавалось передать выражение человеческого лица и его душевное состояние (1, 2). Если склонный к рефлексии Рембрандт — виртуоз психологического портрета, то амбициозный Ливенс умел уверенной рукой придать модели вид «великий и возвышенный» (1, 2). Талант изображать обычного человека одухотворенным и значительным позволил художнику сделать успешную карьеру при английском дворе. Показательно, что сам Хёйгенс заказал свой портрет Ливенсу, а не Рембрандту.

Известные картины Яна Ливенса: «Автопортрет» (1, 2), «Мальчик в плаще и тюрбане» (Портрет принца Руперта Пфальцского), «Портрет Рембрандта ван Рейна», «Портрет пожилой женщины — матери Рембрандта», «Игроки в карты», «Счетовод за столом», «Св. Иероним в раскаянии» (2).

Ян Ливенс родился в семье вышивальщика гобеленов в Лейдене — родном городе и для Рембрандта, который был на год старше Яна. В возрасте 8 лет Ливенс был определен в ученики к художнику Йорису ван Схотену, а два года спустя, в 1617 году, продолжил обучение в Амстердаме у знаменитого в то время живописца Питера Ластмана, специализировавшегося на «высоком жанре» — исторических полотнах. Одаренный юноша, талант которого был очевиден наставнику, вернулся домой в 1619 году и уже в столь раннем возрасте начал успешную самостоятельную карьеру — писал картины на религиозные и аллегорические сюжеты. На выбор композиции и эксперименты с кьяроскуро раннего периода творчества оказали влияние «утрехтские караваджисты» и работы Питера Пауля Рубенса. В 1625 году в Лейден возвращается другой ученик Ластмана — Рембрандт, отношения с которым приобретают характер творческого соревнования: художники часто позируют друг для друга, пишут картины на одни и те же сюжеты.
В 1628-м их творчеством заинтересовался секретарь принца Оранского Константин Хёйгенс, который станет покровителем Ливенса: пригласит его в Гаагу писать свой портрет. По рекомендации Хёйгенса принц Оранский Фредерик Генрих приобретет у Ливенса картину и преподнесет ее в дар английскому послу, который передарит ее своему монарху — королю Карлу I.
В Гааге Ливенс знакомится с восхитившим его Антонисом Ван Дейком, а в 1631-м уезжает в Лондон, приняв приглашение английского короля стать придворным живописцем. Весной 1635-го финансово обеспеченный Ян Ливенс переезжает в Антверпен, где, не связанный более необходимостью работать на заказ, увлекается пейзажной живописью. Слава о нем доходит до родного Лейдена, и в 1639 году он получает почетный заказ — написать аллегорию «Великодушие Сципиона» для городской ратуши.
Любивший жить на широкую ногу художник вынужден скрыться от кредиторов в Амстердаме, где вскоре поправляет свое финансовое положение благодаря заказам местной элиты — он пишет портреты в популярной манере Ван Дейка. Подражание сыграет с мастером злую шутку: со временем он утрачивает собственный стиль. Тем не менее крупные контракты следуют один за другим: Ливенс становится единственным художником, кому поручают расписать стены королевской резиденции Хёс-тен-Бос в Гааге, ратуши в Амстердаме, городского дворца в Берлине.

Ян Ливенс умер 4 июня 1674 года в Амстердаме. Его прижизненную славу поглотило посмертное забвение: дети художника были вынуждены отказаться от наследства, чтобы оплатить огромные отцовские долги, многие написанные Ливенсом портреты были приписаны Рембрандту, а его полотна для английского королевского двора и вовсе были утрачены.

Автор: Анна Пашина

Читать дальше
Работы понравились
Светлана Парикова
+9

Лента
Портрет Рембрандта ван Рейна

Благодаря автопортретам мы так подробно знаем как выглядел Рембрандт глазами Рембрандта. Но оказывается, можно и узнать, каким видели его другие художники!

Около 1629 года товарищ Рембрандта, художник Ян Ливенс, пишет Саймон Шама, «исполнил его благожелательный портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше , показав его так, как хотел портретируемый, человеком мягким, но умеющим настоять на своем:
копну жестких рыжевато-каштановых волос венчает черный бархатный берет, уже довольно округлый подбородок покоится на перевитом белом шарфе, а дерзкому, вызывающему блеску его глаз вторит слабое мерцание стального латного воротника».

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Вся лента
Работы художника
всего 332 работы
Ян Ливенс. Петрус Эгедиус де Моррион
0
Петрус Эгедиус де Моррион
1637, 83.5×59 см
Ян Ливенс. Портрет девочки
0
Портрет девочки
1635, 61.5×48 см
Ян Ливенс. Портрет мужчины
0
Портрет мужчины
1630-е , 18.7×14.6 см
Ян Ливенс. Портрет Анны Марии ван Шурман
1
Портрет Анны Марии ван Шурман
1649, 87×68.6 см
Ян Ливенс. Пейзаж с Тобиасом и ангелом
0
Пейзаж с Тобиасом и ангелом
1644, 56.9×88.5 см
Ян Ливенс. Автопортрет
0
Автопортрет
1650-е , 96.2×77 см
Ян Ливенс. Вид на Ле Клеф
0
Вид на Ле Клеф
1664, 24.9×39.5 см
Ян Ливенс. Скрипач
1
Скрипач
1625, 95×76 см
Ян Ливенс. Портрет Константина Гюйгенса
0
Портрет Константина Гюйгенса
1629, 99×84 см
Посмотреть 332 работы художника
HELP