войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Юлиус
Шнорр фон Карольсфельд

Германия • 1794−1872

Сын и ученик художника Иоганна Файта Шнорра фон Карольсфельда, брат певца Людвига Фердинанда Шнорра фон Карольсфельда (1788—1853). В 1811 году поступил в ученики венской академии художеств. В 1817 году Шнорр отправился в Италию и, проведя около года во Флоренции, поселился в Риме. В 1827 году Шнорр был приглашен в Мюнхен на должность профессора исторической живописи в тамошней академии. В 1848 году Юлиус, недовольный тем, что его не назначили директором мюнхенской академии на место покинувшего ее Корнелиуса, принял приглашение быть профессором дрезденской академии и директором местной галереи. Выйдя в 1871 году в отставку, он провел конец своей жизни на покое в Дрездене.

Сын и ученик художника Иоганна Файта Шнорра фон Карольсфельда, брат певца Людвига Фердинанда Шнорра фон Карольсфельда (1788—1853).

Основательно подготовленный отцом, в 1811 году поступил в ученики венской академии художеств и примкнул там к группе молодых художников, стремившихся прокладывать для себя пути, независимые от эклектического направления ее школы. Врожденная наклонность к романтизму побуждала Юлиуса усердно изучать, кроме натуры, произведения старинных немецких и итальянских мастеров. Первыми плодами этого изучения были картины: «Святой Рох, раздающий милостыню» (находится в лейпцигском музее) и «Посещение семейства Иисуса Христа семейством Иоанна Крестителя» (в дрезденской галерее), наивные по композиции, но проникнутые теплым чувством.

В 1817 году Шнорр отправился в Италию и, проведя около года во Флоренции, поселился в Риме. Здесь он примкнул к кружку «назареев», но остался верен духу протестантства, между тем как другие члены этого кружка держались католических воззрений. В Риме, по поручению маркиза Массими, он украсил одну из зал его виллы фресками, изображающими 23 сцены из «Неистового Роланда» Ариосто (1820—1826 годы), в которых выказались его вдумчивость в каждую тему, удивительный дар композиции и свежесть художественного чувства. Кроме того, из-под кисти Юлиуса вышло несколько картин, написанных масляными красками, между прочим: «Брак в Кане Галилейской» (более чем с 60 фигурами), «Иаков и Рахиль», «Христос, благословляющий детей», «Святое Семейство», «Три христианских и три языческих витязя» (по Ариосто) и «Руфь на ниве Вооза». Во время пребывания его в Риме им исполнен также ряд замечательных пейзажных этюдов, впоследствии изданных, в числе около сотни, Иорданом (Берлин, 1878).

В 1827 году Шнорр был приглашен в Мюнхен на должность профессора исторической живописи в тамошней академии. С этого времени наступил второй период его деятельности, в котором важные, возложенные на него работы дали его таланту возможность выказаться в полном блеске. Король Людвиг I поручил ему украсить пять парадных зал в нижнем этаже своего мюнхенского дворца фресками на сюжеты из Песни о Нибелунгах и, несколько позже, изобразить энкаустическим способом в трех других залах главные эпизоды из жизни Карла Великого, Фридриха Барбароссы и Рудольфа Габсбургского. Исполнение первого из этих поручений, обширность которого потребовала участия в нем, кроме самого Шнорра, других художников, продолжалось до 1867 года. Второе поручение было исполнено в 1835 — 1842 годах. Означенные фрески и энкаустические картины еще ярче, чем прежние работы Шнорра, свидетельствуют о нем как о находчивом композиторе и отличном рисовальщике, наделенном пониманием благородной красоты и поэтическим чувством.

В 1848 году Юлиус, недовольный тем, что его не назначили директором мюнхенской академии на место покинувшего ее Корнелиуса, принял приглашение быть профессором дрезденской академии и директором местной галереи. После переезда в Дрезден начался третий период его жизни, в котором направление его творчества значительно изменилось: он почти совершенно бросил средневековую романтику и предался всей душой религиозному искусству. Важнейшим трудом его сделалось осуществление предприятия, задуманного еще в Риме, а именно издание «Библия в картинах». Это издание, вышедшее в свет в 1852—1860 годах в Лейпциге, доставило Шнорру обширную популярность не только во всех краях Германии, но и в других странах. Оно содержит в себе 240 его рисунков, гравированных на дереве. Композиций неодинакового достоинства, но из которых многие, особенно относящиеся к Ветхому Завету, бесподобны в своем роде. Кроме того, живя в Дрездене, сочинил ряд иллюстраций для роскошного издания Котты «Der Nibelungen Noth», изготовил картоны для расписных оконных стекол в лондонском соборе святого Павла и написал масляными красками картины: «Лютер на Вормском соборе», для мюнхенского Максимилианеума, «Явление Христа апостолу Павлу на дороге из Рима» и некоторые другие. Выйдя в 1871 году в отставку, он провел конец своей жизни на покое в Дрездене.

Перейти к биографии