Детство и образование
Матис Готхардт Нейтхарт родился, вероятно, в Вюрцбурге (Германия) примерно в 1470-75 гг. Имя Матиас Грюневальд было ошибочно дано ему немецким художником и писателем XVII в., а также первым горячим поклонником художника Иоахимом ван Сандрартом, который написал первую биографическую справку о Грюневальде для словаря "Немецкая академия благородных искусств архитектуры, скульптуры и живописи", изданного в 1675, 1679 и 1680 гг. С тех пор он остается источником информации для историков и критиков. Но, как отмечал известный искусствовед Э.Х. Гомбрих, если его современник Альбрехт Дюрер "предстает перед нами как живой человек, привычки, вкусы и манеры которого нам хорошо известны, то Грюневальд для нас такая же загадка, как Шекспир".
В ряде источников Грюневальд назван обычным "мейстером Матисом", что делает обоснование деталей его становления в лучшем случае умозрительной задачей. Некоторые авторы предполагают, что он мог быть учеником Ганса Гольбейна Старшего. Однако впервые имя Грюневальда как "свободного мастера" встречается в официальных документах, датированных 1500 г., для небольшого офенбахского городка Селигенштадт, где он приобрел дом ("с прудом") и открыл мастерскую для живописцев и резчиков по дереву. Но, в отличие от Дюрера и другого его знаменитого современника, Лукаса Кранаха Старшего, нет никаких свидетельств того, что Грюневальд брал себе учеников или подмастерьев (по крайней мере, на столь раннем этапе своей карьеры).
Учитывая, что объект одет в черную одежду со стоячим воротником, по общему мнению, он должен был быть представителем духовенства.
Самая ранняя из приписываемых ему законченных работ - "Благодетель с птичьей клеткой" (ок. 1500 г.). Благодетель" из названия картины держит в руках миниатюрное пенсне и книгу (скорее всего, религиозного содержания), а в птичьей клетке в правом верхнем углу, вероятно, живет певчая птица. Хотя о происхождении картины ничего не известно, ее датируют примерно 1500 годом, поскольку приглушенная цветовая гамма Грюневальда, по-видимому, предшествует его последующим религиозным работам, в которых предпочтение отдается более динамичным цветовым сочетаниям. Действительно, его следующая известная работа, "Осмеяние Христа" (1504-06 гг.), представляет собой энергичное и искаженное изображение Христа с завязанными глазами, избиваемого бандой гротесков. Это гораздо более показательное произведение (чем "Благодетель") и, как полагают, является частью эпитафии аристократке баронессе Аполлонии фон Кронберг из Кронберга, умершей в 1503 году.
Фон Зандрарт пишет, что в 1505 г. Грюневальд находился во Франкфурте и работал над внешним украшением алтарного образа Дюрера. Учитывая, что эта работа обычно поручалась человеку с небольшим опытом, можно предположить, что Грюневальд работал у Дюрера в качестве подмастерья. Однако официальные документы подтверждают, что примерно в это же время Грюневальд получил заказ на роспись и надпись эпиграфа Иоганна Райцмана, викария коллегиальной церкви в Ашаффенбурге. К 1509-10 гг. репутация Грюневальда была такова, что он стал придворным художником - или "делопроизводителем", как его официально называли - двух архиепископов города Майнца: Уриэля фон Геммингена и, после его смерти в 1514 г., Альбрехта фон Бранденбурга. Эта должность стала первым значительным шагом в его карьере, и в общей сложности он занимал ее около 15 лет.
Период зрелости
С этого времени Грюневальд начал получать и важные заказы. В 1510 г. немецкий купец Якоб Хеллер попросил его выполнить четырех гризайльных святых для неподвижных крыльев алтарной картины Дюрера "Успение Богородицы". Крылья, по словам историка искусства Крейга С. Харбисона, "уже показывают художника в расцвете сил [...] Как и рисунки Грюневальда, выполненные преимущественно черным мелом с некоторым желтым или белым выделением, крылья Хеллера передают колористические эффекты без использования цвета. Выразительные руки и активные драпировки помогают размыть границы между холодным камнем и живой формой". Помимо карьеры живописца, Грюневальд занимался гидротехникой. Документально подтверждено, что в 1510 г. он ремонтировал фонтан в Бингене. (Гражданские записи свидетельствуют о том, что он продолжал периодически работать над фонтанами и водопроводными сооружениями вплоть до своей преждевременной смерти в конце 40-х - начале 50-х годов)
В 1512 г. Грюневальд начал работу над своим самым значительным произведением, которое сегодня считается шедевром, - Изенгеймским алтарем, предназначенным для госпиталя при монастыре Святого Антония в Изенгейме (Эльзас). Монументальный проект был заказан итальянским рыцарем Гвидо Герси, возглавлявшим религиозную общину монастыря антонитов. Грюневальду было поручено расписать три комплекта крыльев, включающих сцены Распятия, Рождества и Искушения Антония, для главного алтаря святилища, вырезанного Никлаусом Хагневером из Страсбурга в 1505 году.
Как пишет Харбисон, "тематика крыльев [...] обеспечила гению Грюневальда наиболее полное выражение и во многом основывалась на тексте популярных мистических "Откровений святой Бриджит Шведской" (написанных около 1370 г.) [...] Используемые цвета одновременно жгучие и задумчивые" и выражают "глубокие духовные тайны [которые], возможно, являются наиболее впечатляющими в немецком искусстве вплоть до конца XIX века". Это мнение разделял историк Джон Оливер Хэнд, который писал: "По своей эмоциональной силе, экспрессивным, часто сияющим краскам и жутким изображениям страданий Изенгеймский алтарь не имеет аналогов в североевропейском искусстве".
Вслед за изенгеймским алтарем в 1517 г. Грюневальд выполнил престижный заказ для каноника Генриха Райцмана для коллегиальной церкви в Ашаффенбурге. Несмотря на то что произведение уже не сохранилось, оригинальная рама алтарного образа "Богоматерь Снежная" осталась. Она датирована 1519 годом и содержит монограмму "MG" (вязью) под буквой "N", подтверждающую, что это оригинальная работа Матиса Готхарта Нейтхарта.
В 1519 г. Грюневальд женился на обращенной в христианство еврейке Анне Нейтхардт. Гражданские документы свидетельствуют о том, что Грюневальд иногда добавлял фамилию жены к своей - например, Mathis Neithardt или Mathis Gothardt Neithardt, - но Анна страдала психическими расстройствами, что сильно отразилось на домашней жизни супругов. В 1523 г. Анна, убежденная в том, что в ней живет демонический дух, была помещена в психиатрическую лечебницу.
Поздний период
В 1520 г. кардинал фон Бранденбург, сменивший фон Геммингена на посту курфюрста Майнца, заказал Грюневальду картину "Встреча Эразма и Мориса" (фигура Эразма считалась тщеславным портретом самого кардинала). Эразм и Морис" (фигура Эразма, как полагают, является тщеславным портретом самого кардинала), имеющую близкое сходство с гравюрой Дюрера "Маленький кардинал" 1519 года. Работа была частью планов фон Бранденбурга по реконструкции монастыря в Галле, которые предусматривали перемещение реликвий и произведений искусства из Магдебурга с целью увеличения паломничества немцев в город (Галле). Искусствовед Джулия Алькамо поясняет: "Это сложное и прекрасно выполненное масляное панно изображает встречу двух важных фигур, имеющих отношение к городу и его правителю. Святой Морис был покровителем монастыря, а святой Эразм - покровителем королевского дома Альбрехта [...] На деревянной панели изображена тема религиозных дискуссий и дебатов, важная для этого периода немецкого искусства".
Сандрарт пишет, что в какой-то момент, скорее всего в конце своей карьеры (после 1520 г.), Грюневальд поступил в ученики к художнику Гансу Гриммеру, получившему значительную известность еще при жизни. В 1526 г. Грюневальд отказался от должности придворного художника фон Бранденбурга и переехал во Франкфурт, где поселился у вышивальщика по шелку Ганса фон Саарбрукена. Существует несколько предположений о том, почему Грюневальд решил отказаться от должности. Наиболее вероятным представляется предположение о том, что Грюневальд, симпатизировавший протестантам, не мог больше работать в службах католической церкви. Ведь он был непосредственно причастен к Великому крестьянскому восстанию (вызванному Реформацией, которая пропагандировала "божественный закон", требовавший свободы от угнетения дворянами и помещиками) 1525 года.
К 1527 г. Грюневальд с ребенком (возможно, родным, а возможно, приемным) жил в Галле, где работал на богатую семью фон Эрбах. Он также возобновил свой интерес к гидротехнике и участвовал в надзоре за водопроводными системами Галле. Грюневальд умер в Галле 31 августа 1528 г., вероятно, от эпидемии гриппа. Хэнд отметил, что записанная опись его имущества представляет собой "интересный документ, в котором перечислены, по-видимому, дорогая одежда для придворных, материалы для художников, в частности пигменты, монеты и медали, две картины, копии проповедей Лютера и Нового Завета (последний описан [в документе] как "лютеранский мусор")".
Наследие Матиаса Грюневальда
Хотя сегодня он считается одним из величайших немецких живописцев - Грюневальд (наряду с Альбрехтом Дюрером и Лукасом Кранахом) ежегодно (6 апреля) отмечается лютеранской церковью как художник и святой, - его репутация на протяжении веков переживала взлеты и падения. Значимость его заказов подтверждает его авторитет при жизни, но Грюневальд был почти полностью забыт к концу XVII века и "заново открыт" только в XIX веке, когда его драматические и экспрессивные формы привлекли внимание как немецких экспрессионистов, так и неоклассицистов. С тех пор его критическое "возрождение", которому, несомненно, способствовало его известное участие в крестьянской войне, вызвавшее восхищение левых интеллектуалов, стало источником вдохновения для известных художников, композиторов и писателей.
Использование Грюневальдом ярких красок, оживленных жестов, преувеличенных выражений и изображений часто измученного человеческого тела послужило источником вдохновения для таких художников, как Пабло Пикассо, Отто Дикс, Фрэнсис Бэкон и Джаспер Джонс, который проследил за алтарным образом Изенгейма в своих собственных работах. В области музыкальной драматургии на основе участия Грюневальда в крестьянской войне написана опера Пауля Хиндемита "Матис дер Малер" 1938 года, три части которой - "Ангельский концерт", "Погребение" и "Искушение святого Антония" - названы по трем картинам из Изенгеймского алтаря. Немецкий писатель В.Г. Зебальд в своем первом прозаическом произведении "После природы" (1988) рассказывает историю жизни Грюневальда, уделяя особое внимание исполнению им Изенгеймского алтаря, а в романе Зебальда "Эмигранты" (1992) алтарь также фигурирует как точка отсчета в размышлениях главного героя о боли и власти. Наконец, французский романист и журналист Жорис-Карл Гюисманс так горячо пропагандировал творчество Грюневальда, что некоторые сравнивали его с превозношением Марселем Прустом Иоганна Вермеера.