войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Живопись

287 968 работ, 28 616 художников
Живопись по праву претендует на звание древнейшего искусства. Среди определений главенствует формулировка из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона: «Живопись – искусство изображать предметы на поверхности красками, с целью произвести на зрителя впечатление, подобное тому, какое он получил бы от действительных предметов природы, также совокупностью и характером изображаемых предметов вызвать в зрителе определенное настроение или выразить какую-либо художественную идею…».

Теоретики разделяют виды живописи по масштабу и сфере применения. Самые распространенные - образцы станковой живописи: художник наносит изображение красками на холст, бумагу, картон или дерево при помощи кисти и «станка» - мольберта. Этот тип имеет множество техник, стилей и жанров и на протяжении пяти веков остается основополагающим предметом в художественных школах и университетах. Монументальная живопись распространилась в Европе еще во времена античности и сохранилась в виде фресок, настенных росписей храмов и дворцов и требует от художника трудолюбия и исключительного владения техникой. Декоративное искусство поселилось в человеческом жилище в форме рисунков на предметах и деталях интерьера, мебели и посуде. Виртуозная техника письма выделила в отдельное направление искусство миниатюры. Цифровое изображение появилось с развитием компьютерных технологий во второй половине XX века.

Первые произведения живописи дошли до нас в виде наскальных росписей. Изображения животных, растений, сцены охоты передавали человеческое восприятие окружающего мира и желание поделиться им. Во времена античности в изображениях появилась точность деталей, зачатки объема и перспективы. Картины Средневековья стали плоскими и стилизованными, а художники делали акцент на красочности, четкости контуров, подчеркивали духовность и религиозность мировоззрения. Эпоха Ренессанса вошла в историю как переломный этап развития живописного искусства. Появились жанровые направления картин, в том числе сцены из бытовой жизнипортрет и пейзаж; техники письма вышли за рамки темперной живописи. В этот период мастера стали писать масляными красками и отошли от религиозной тематики, уделяя больше внимания красоте природы и аспектам жизни человека. Эпоха Возрождения заложила основу для возникновения классицизмаманьеризма и барокко, организации художественных школ. В XIX веке живопись стала неотъемлемой частью культурной жизни общества, а сюжеты картин ярко отображали людские настроения и идеалы. С развитием технического прогресса общество утратило интерес к работам академических школ живописи. Это заставило художников искать индивидуальные, жесткие и провокационные способы самовыражения: появился авангардизм, экспрессионизм, абстракционизм, кубизм.

С начала XVI века формировались сюжетно-композиционные правила построения изображения, и в течение двух веков картины разделились на живописные жанры. Портрет представлял собой реалистичное изображение человека. Художники стремились к внешнему сходству с оригиналом и подчеркивали эстетически выигрышные черты внешности модели. Пейзажная живопись переносила зрителя в недосягаемые места, картины передавали состояние природы и её субъективное восприятие живописцем. С развитием городов появилось направление архитектурной живописи и городского пейзажа, а художники голландской школы создали великолепные образцы марины – пейзажи с морскими видами. Художники-анималисты посвятили работы животным и птицам как существующим, так и придуманным. Экономический расцвет европейских стран XVII века воспевал предметы роскоши, украшения и элементы комфортного быта. Появился «король» живописи барокко - натюрморт: картины с изображением неодушевленных предметов, композиций цветов, посуды, фруктов и овощей. Бедные и неизвестные художники не могли позволить себе наемных моделей и оборудованные мастерские. Аскетизм способствовал развитию жанровой живописи – авторы фиксировали сцены из жизни простых людей, а в XVII веке создавали изображения с подтекстом, идеализировали героев и наполняли сюжеты возвышенными эмоциями.

Художники античности довольствовались рисунками на многослойной штукатурке, создавая легкие и воздушные фрески. Материалами для религиозных картин Средневековья служили деревянные панели, грунтованные доски и яичная темпера. Мастера Позднего Возрождения обогатили темперную технику масляно-лаковыми добавками. XVII-XVIII века стали триумфом многослойной масляной живописи: авторы создавали крупномасштабные изображения на холсте, совершенствовали палитру тонов и оттенков, передачу объема, игру света и тени, стремились к ювелирной точности линий. С появлением камерного изобразительного искусства художники чаще использовали простые техники: тушь, пастель и акварель. Синтетические акриловые краски привнесли в изобразительное искусство яркие тона, также они помогают в сохранении покрытия холста. Но и в XXI веке живопись маслом остается излюбленной техникой художников.

Известные картины:
«Тайная вечеря» 1498 Леонардо да Винчи; «Сад земных наслаждений» 1510 Иероним Босх; «Ночной дозор» 1642, «Даная» 1647 Рембрандт ван Рейн; «Девушка с жемчужной сережкой» 1665 Ян Вермеер; «Завтрак на  траве» 1863 Эдуар Мане; «Охотники на привале» 1871 Василий Перов; «Воспоминания женщины-ребенка» 1932, «Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» 1934 Сальвадор Дали.

Знаменитые художники-живописцы:
Леонардо да Винчи, Иероним Босх, Альбрехт Дюрер, Антонис ван Дейк, Франсиско Гойя, Винсент ван Гог, Иван Айвазовский, Клод Моне, Сальвадор Дали.
Лента