войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Фотография

4 448 работ, 1 117 художников
Фотография представляет собой разновидность изобразительного искусства, в котором художник при помощи технических средств реализует творческий замысел в виде фотоизображения, снимка. Одновременно с появлением фотографии возникло техническое ответвление – фотомонтаж (от др.-греч. φῶς, φωτός — свет и фр. montage — подъём, установка, сборка), который предполагает создание визуального изображения с помощью фрагментов отдельных фотографий.

Фотохудожники достигают точности и достоверности изображения при помощи технических средств, поэтому на заре появления технологии шли жаркие споры о том, допустимо ли причислить фотографирование к изобразительному искусству. Преобладало мнение, что к искусству можно отнести только рукотворное произведение художника без помощи устройств и физико-химических процессов. Рисунок вручную на холсте или игра на музыкальном инструменте требовали таланта и многолетнего обучения, а владение фотоаппаратом казалось простым и доступным. Однако развитие и разнообразие технических средств фотографии усилило роль человека в процессе съемки. Эмоции и мировоззрение художника влияют на выбор темы, момента и ракурса. Приемы коллажа и фотомонтажа, применение светофильтров помогают передать замысел автора.

Предок современных фотоаппаратов – камера обскура – появилась в 1457 году и помогала художникам перенести трехмерное изображение на плоскость. Французский художник, химик и изобретатель Луи Дагер в сотрудничестве с изобретателем Жозефом Ньепсом проводили опыты и эксперименты в течение десятилетий прежде, чем родилась технология дагерротипа. Металлическую пластину покрывали чувствительным к свету серебряным веществом и с помощью паров ртути, соли и горячей воды смывали не подвергшиеся воздействию света частицы. На протяжении последующих полутора веков менялись способы получения изображения. Мастера конца XIX века использовали «двойную технику»: объединяли приемы фотографии и живописи, в результате произведение напоминало картину. Итогом экспериментов стало искусство фотомонтажа: художники использовали игру света, соединяли элементы отдельных снимков, раскрашивали фотографии карандашами, акварелью или масляными красками.

В первой половине XX века развивалась гелиогравюра: художник переносил изображение на металлическую пластину с краской, а затем тиражировал на бумаге. Середина XX века вошла в историю как эпоха распространения черно-белой, а затем цветной пленочной фотографии. С 1981 года цифровые фотографии стали вытеснять пленочные. Фотомонтаж и коллаж не утратили позиций, а превратились из механического способа обработки изображения в программный.

Создание произведения фотоискусства включает выбор художественного стиля и жанра, эстетического языка и приемов обработки фотографии. Художники используют широкий спектр технических возможностей для превращения фиксированного изображения в произведение искусства. Теоретики разделяют работы по цветопередаче, композиции и технике. Поп-арт радует глаз яркими цветами и контрастностью предметов; ретро и винтаж эксплуатирует чувство ностальгии с помощью черно-белого изображения или минимального спектра; гламур демонстрирует эстетически идеальные и безупречные образы; гранж выражает социальный протест в виде уродливых образов и нелицеприятного, откровенного отображения окружающего пространства. Фотография позаимствовала жанровое разнообразие у живописи и дополнила различными техническими особенностями. Портрет, натюрморт и пейзаж стали первыми и самыми распространенными жанрами фоторабот. Популярность приобрели снимки ню, которые демонстрировали красоту человеческого тела. Рост мегаполисов способствовал рождению нового жанра – уличной фотографии, которая фиксирует жизнь города, создает «потрет толпы» и жанровые сцены индивида в социуме. Репортаж фиксирует социально-значимые мероприятия. Репродукция знакомит зрителя с произведениями живописи и графики. Объектами фотоохоты являются дикие животные и птицы, а макрофотография дает шанс зрителю увидеть красоту очень маленьких объектов, недоступных человеческому глазу. В XXI века художественная фотография стала полноценным видом изобразительного искусства и «окном в мир».

Шедевры фотографии:
«Портрет писателя Альбера Камю», «Потрет Анри Матисса» Анри Картье-Брессон; «Шуховская башня» 1920 Александр Родченко; «Изучение перспективы. Площадь Тяньаньмэнь» 1995 Ай Вэйвэй;   «Человек на проводе» 1998, «Мрачный август» Дэвид Кит Линч.

Известные фотохудожники:
Александр Родченко, Дэвид Барнетт, Ай Вэйвэй, Ирвинг Пенн, Дэвид Кит Линч, Дэвид Лашапель, Анри Картье-Брессон, Ник Брандт, Ги Бурден, Марк Рибу, Энни Лейбовиц.
Лента