войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Иван Матвеевич Малышев иконописец Троице- Сергиевой Лавры.

Иван Матвеевич Малышев является одним из самых значимых иконописцев второй половины XIX века, который работал в лавре (иконы его мастерской мы можем видеть сегодня в Ильинском храме Сергиева Посада и в Духовском храме лавры). Современники высоко ценили его работы, исследователи начала XX века его критиковали, упрекая в пропаганде «упаднического искусства».
Иван Матвеевич Малышев иконописец Троице- Сергиевой Лавры.

Иван Матвеевич Малышев является одним из самых значимых иконописцев второй половины XIX века.

Иван Матвеевич Малышев является одним из самых значимых иконописцев второй половины XIX века, который работал в лавре (иконы его мастерской мы можем видеть сегодня в Ильинском храме Сергиева Посада и в Духовском храме лавры). Однако его творчество оценивается специалистами неоднозначно. Современники высоко ценили его работы, исследователи начала XX века его критиковали, упрекая в пропаганде «упаднического искусства».
Систематическое обучение иконописанию в лавре началось в 1746 г. с учреждения Иконописного класса при только что созданной семинарии и продолжалось, с разным успехом, до 1918 г. В процессе становления лаврской иконописной школы, как учебной структуры, можно выделить несколько этапов, и наиболее яркий из них — это период середины XIX века (с 1846 по 1860—1870 гг.). Это время, когда лаврой управляли митрополит Филарет (Дроздов) и наместник архимандрит Антоний (Медведев). Иконописная школа при них обрела второе рождение, расширилась и стала известна всему православному миру. У истоков этого возрождения стоял и иконописец Иван Матвеевич Малышев. В 1848—1880 гг. церковный староста в Сергиевом Посаде. Руководитель иконописной мастерской в Троице-Сергиевой Лавре. В 1877 г. мастерскую переводит в собственный дом. Его работы находятся в церквях Тамбова, Самарканда, Казани, Астрахани, Красноярска, Грузии, Эстонии, Литвы и др.
Иван Матвеевич родился в 1802 г., в последних числах января: «…дня рождения не знаю, а тезоименитство — 30 января». Семья, в которой он родился, была крайне бедной, входила в штат Троицких монастырских крестьян. Голодное детство, убогое жилье, в котором обитали, ранний труд по домашнему хозяйству крестьяне воспринимали без ропота. Отец Ивана Матвей Иванович был штатным служителем лавры и трудился на разных послушаниях — в просфорне, звонарем на колокольне, а в 1819 г. определил вместо себя в штат лавры своего второго сына Ивана, который пробудет в этом качестве в течение 40 лет, до 1859 г. С детства Иван был обучен грамоте. Начальные навыки мальчику дал его отец, научивший его чтению по азбуке и Часовнику. В 1813 г. сообразительного подростка заметил казначей лавры иеромонах Арсений и взял его к себе келейником. В течение пяти лет Иван помогал о. Арсению, а потом стал просить об увольнении для возможности обучения какому-либо ремеслу. Сам Иван хотел учиться сапожному ремеслу, но о. Арсений, поначалу желая сделать его писарем в учрежденный Собор, потом определил его к старшему брату Николаю учиться иконописанию. Николай трудился в живописной мастерской лавры, которой руководил иеромонах Афанасий. Иван Матвеевич пишет, что ему исполнилось к тому времени уже 16 лет, и он очень боялся, что в таком возрасте не сможет научиться. Обучение началось, как описывает Малышев, с рисования углем на бумаге глаза. Спустя некоторое время Иван перешел от рисования углем к писанию масляными красками. Он пишет, что очень старался, трудился со слезами и молитвой. Когда у него что-то не получалось, «худо рисовалось», он усерднее молился Богу и преподобному Сергию. Занятия продолжались по 10−12 часов в день. Тяжелые будни изредка прерывались праздниками, в которые для Ивана «первым удовольствием было ходить в церковь к каждой службе». Довольно скоро он стал делать успехи, о. Афанасий был им доволен настолько, что когда в 1818 г. принял на себя обязанности наместника лавры, то назначил Ивана Малышева вместо себя учителем, хотя тот был еще одним из младших учеников.
В новом качестве учителя Малышев продолжал самообразование — много рисовал с таблиц, копировал картины и иконы. Вот как он сам пишет о годах учебы в лаврской мастерской: «…при таких трудных обстоятельствах я должен был учиться живописи, без средств: а от сего для занятия мало было и время, да не было и таких делов у мастеров, на котором бы можно хотя бы видеть, как мастера работают, а потому и мастера были самые плохие, а особливо писали образы преплохо-плохо, да и то только „Видение преподобному Сергию“, и то с хорошего оригинала, а между тем очень дурно и долго: и то только для монастыря, а о других иконах не было и помину; дома писали портреты Государя А.П. и Государыни Е.А. и разных воинов, как-то Суворова, Платова, Кутузова и других. Платона, митрополита и Августина архиепископа Московского и за самую дешевую цену. И это продолжалось до 1819 г.»
Старший брат Ивана Николай, как один из наиболее способных лаврских иконописцев, прошел в 1818 г. обучение у московского живописца Алексея Зыкова. После возвращения стал считаться лучшим мастером, младшего брата держал при себе. С этого времени Иван начал писать масляными красками. Чтобы заработать на жизнь, братья вместе с другими мастерами брались за различные малярные работы: покраску столов, комодов, шкафов и прочее «крашение в Академии». В свободное время Иван много копировал — картины и иконы, писал портреты с натуры. Весной 1822 г. он был послан арх. Афанасием для написания портретов с игумении Евпраксии и монахини Лаптевой в Хотьков монастырь.
Родители подобрали Ивану невесту. Сначала он противился женитьбе, отговариваясь несовершенством своим как живописца и боязнью недостатка средств для содержания семьи, но через некоторое время смиренно уступил уговорам родителей и в феврале 1822 г. вступил в брак с дочерью бывшего лаврского столяра А.Ф. Дубакина. В течение последующих 5-ти лет супруги Малышевы жили в доме тестя на улице Долгой. В эти годы Иван продолжал заниматься в монастырской мастерской. В 1827—1829 гг. под руководством наместника Афанасия вместе с братом Николаем Иван Малышев участвовал в росписи Предтеченской церкви.
В 33 летнем возрасте с 1835 года Иван Матвеев поступил в Императорскую Академию Художеств, и по возвращении возглавил монастырскую школу и мастерскую. Те навыки в рисовании, что Малышев получил в Петербурге, безусловно, помогли ему стать одним из значимых иконописцев своего времени и поднять обучение в лаврской иконописной школе на новый уровень, воспитать многих учеников и последователей.
Под непосредственным руководством наместника лавры о. Антония в 1850-х годах Малышев направляет лаврскую иконописную школу на путь возрождения традиционного иконописания, цель которой — «для развития и поддержания Греческого Штиля писания» — четко обозначена в руководстве, которое было дано Малышеву как руководителю о. Антонием.
Малышев был также основателем большой иконописной мастерской, которую создал в городе. Он был известен царским особам, был удостоен многих наград. Происходя из бедной крестьянской семьи, Иван Матвеевич смог получить хорошее образование в Петербургской Академии Художеств (по-видимому, так же как и его старший брат Николай, архитектор). Творчество Малышева очень высоко оценивалось современниками.
Иван Матвеевич умер 30 апреля 1880 г. Похоронен в Сергиевом Посаде на погосте Казанской церкви.