войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Сызранская иконопись. Бочкарев А. А.

В конце ХVIII века в Сызрани зарождается новый для данной местности иконописный промысел, именуемый доселе как «Сызранская иконопись». Сызранская икона — одно из наименее известных явлений русской художественной культуры ХVIII — ХХ веков.. Это определенный тип икон, Возникший в городе Сызрани Симбирской губернии в среде староверов поморского и феодосеевского согласий.
Сызранская иконопись. Бочкарев А. А.
Начало XX в. ; Россия; Сызрань. Автор Бочкарев А.А. Дерево; левкас; темпера 36 x 31 x 3,2 см.
Начало XX в. ; Россия; Сызрань. Автор Бочкарев А.А. Дерево; левкас; темпера
Темпера (от лат. temperare – смешивать краски) – краски на основе натуральной (растительный сок, казеин, яичный желток) или синтетической (полимеры) эмульсии, которые изготавливают из сухих пигментов (натуральных либо же искусственных). Темперные краски изобрели задолго до масляных. Гробницы египетских фараонов украшают узоры, выполненные темперой. Не случайно её называют самым долговечным художественным материалом. Творцы используют его уже 3 тысячи лет. В России темперой писали до ХVII века.
Читать дальше
36 x 31 x 3,2 см.
В конце ХVIII века в Сызрани зарождается новый для данной местности иконописный промысел, именуемый
В конце ХVIII века в Сызрани зарождается новый для данной местности иконописный промысел, именуемый
В конце ХVIII века в Сызрани зарождается новый для данной местности иконописный промысел, именуемый
В конце ХVIII века в Сызрани зарождается новый для данной местности иконописный промысел, именуемый
В конце ХVIII века в Сызрани зарождается новый для данной местности иконописный промысел, именуемый
В конце ХVIII века в Сызрани зарождается новый для данной местности иконописный промысел, именуемый
В конце ХVIII века в Сызрани зарождается новый для данной местности иконописный промысел, именуемый доселе как «Сызранская иконопись». Сызранская икона — одно из наименее известных явлений русской художественной культуры ХVIII — ХХ веков. Это определенный тип икон, Возникший в городе Сызрани Симбирской губернии в среде староверов поморского и феодосеевского согласий. Существует мнение, что истоки «сызранской иконы» находятся в традициях иконописных школ Палеха, Мстеры и Холуя. Возможно, действительно, первыми мастерами, работавшими в Сызрани, и были иконописцы из перечисленных мест, передавшие свое мастерство местным жителям.
Существуют характерные отличия и особенности «сызранской иконы»:
— Доска икон ковчежная, тщательно обработана, в большинстве случаев выполнена из кипариса;
— Тыльная сторона или торцы доски зачастую залевкашены и покрашены;
— Шпонки, поставленные с тыльной стороны доски — профилированы в форме «ласточкиного хвоста»;
— Поверхность красочного слоя покрыта толстым слоем бесцветного блестящего лака;
— Лузга широкая, пологая;
— В большинстве работ имеется орнаментальная роспись по лузге. Иными словами, такую технику называют плавью по золоту или серебру. Этот орнамент представляет собой чередующиеся изображения стилизованного цветка ромашки, лепестка и трилистника. Здесь и в других случаях орнамент в деталях соответствует распространенному тисненному орнаменту с обложек старопечатных книг. На некоторых иконах орнамент по лузге заменен на золотую кайму;
— Двойная опушка по полям;
— Лики святых строги и одухотворенны;
— Лик Богородицы, при кажущейся простоте извода — исполнен теплоты и нежности;
— Изящный рисунок;
— Удлиненность и пластичность фигур, создающие ощущение застывшего движения;
— Тончайшая, каллиграфическая разработка одежд;
— Филигранная техника миниатюры;
— Четкость и лаконичность композиции;
— В одних иконах наблюдаются плотные и сдержанные цвета, общий темный колорит, в других — напротив, изысканная «полихромия»;
— На полях подавляющего большинства икон — клейма с избранными патрональными святыми и весьма часто всречающегося образа Ангела — Хранителя, свидетельствующие о преобладающем заказном характере иконописания в Сызрани.

Традиции сызранского иконописания сохранялись вплоть до 30-х годов ХХ века. Известны четыре десятка имен иконописцев и иконостасных дел мастеров, чье мастерство сформировалось в рамках распространения Сызранского иконописного промысла. Достоверно можно назвать пока только имена таких иконописцев поморского согласия, работавших в Сызрани, как Константин Иванович Дьяконов, Павел Семенович и Александр Павлович Качаевы, а так же братья Бочкаревы. Одним из выдающихся и последних мастеров — иконописцев, работавших в Сызрани, был Александр Архипович Бочкарев (15.01. 1866 — 31.05.1934).
В среде коллекционеров существует такое определение как «бочкаревка», которое доныне относили к иконам, написанным в Сызранской иконописной мастерской Бочкаревых, а также к иконам, написанным в лучших традициях этой мастерской, ставшей школой и прославившейся своими произведениями на всю Россию. Примерно на протяжении столетия в городе Сызрани Симбирской губернии жила и работала династия иконописцев — староверов, поморского согласия по фамилии Бочкаревы — Николай Александрович, его отец Александр Архипович и дед Архипп.
Александр Архипович Бочкарев принимал участие в Нижегородской выставке 1896 года, о чем говорится в «Подробном указателе по отделам Всероссийской промышленной и кустарной выставки 1896 года в Н. Новгороде. Отдел Х. Художественно — промышленный» (М.1896 г., с. 13, № 92). Есть сведения, что там он был удостоен похвальной грамоты.
Позже его мастерство было признано и в родном городе. Об этом свидетельствует «Похвальный лист», хранящийся в местном Краеведческом музее.
Участник I Всероссийского Поморского Собора 1909 года в Москве от Сызранского поморского общества.
До революции 1917 года и после неё Александр Архипович пишет иконы на заказ для церквей и горожан.
Арестован ОГПУ 6 ноября 1929 года. 7 февраля 1930 года тройка при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю приговорила А. А, Бочкарёва к 3 годам заключения в концлагере по обвинению в антисоветской пропаганде (ст 58−10 УК РСФСР). В 1932 году сослан на поселение под Архангельск. Иконы изымались и ими выстилали полы в конюшнях. Годы ссылки сильно подорвали здоровье Александра Архиповича. Вернувшись домой, он полгода проработал в художественной мастерской. В 1934 году 31 мая умер.