«Жираф в огне» – одна из известнейших картин Сальвадора Дали, объединяющая сразу несколько излюбленных образов художника. Центральная фигура – женщина с выдвижными ящиками на теле – впервые была явлена миру в 1936 году виде скульптуры «
Венера Милосская с ящиками». Похожий образ (художник называл его «антропоморфным шкафом») появлялся в различных модификациях еще на нескольких работах Дали (
1,
2). Выдвижные ящики, как и в данном случае, всегда изображаются открытыми. Их значение имеет несколько трактовок: от символа психоаналитического процесса до «неумышленного обыска», по словам самого художника.
Дали также упоминает похожую метафору, говоря о том, что его картины образуют «своего рода аллегорию, которая служит для иллюстрации определенного озарения, чтобы проследить за многочисленными нарциссическими запахами, которые исходят из каждого из наших ящиков». Помимо этого мебельного аксессуара, женская фигура обладает рядом других выразительных признаков: сзади от нее исходят несколько вялых отростков, нуждающихся в поддержке костылями. Они могут намекать на проблемы с потенцией, которых Дали никогда не стеснялся и часто о них упоминал.
Руки женщины выглядят так, как будто с них сняли кожу. Лицо полностью закрыто волосами и она вытягивает вперед руки, как будто бы пытается нащупать дорогу в полной темноте. А женская фигура позади нее еще меньше напоминает человеческую. Задняя поверхность ее тела почти полностью усыпана странными отростками, делая ее похожей на дикобраза, из головы торчат тонкие ветки, а с руки свисает кусок плоти.
Всю эту фантасмагорию дополняют жираф с полыхающей спиной и тревожное темное небо. Эти оба символа традиционно приписывают страху, который испытывал Дали в связи с Гражданской войной, которая шла в Испании, во время создания картины «Жираф в огне». В других трактовках работу считают воплощением предчувствия Второй мировой войны. Сам художник называл экзотическое животное «мужским космическим апокалиптическим монстром».
Первый раз горящий жираф появился в фильме Луиса Бунюэля «Золотой век» (1930), в титрах которого Дали значится как соавтор сценария. Помимо «Жирафа в огне», этот образ еще неоднократно вплывал на его картинах, таких как «
Сотворение чудовищ» (1937), «
Пылающий жираф» (1937) и «
Горящие жирафы и телефоны» (1937).
Как бы там ни было, эта картина стала одной из первых среди нескольких десятков по-настоящему
мрачных и даже
зловещих произведений испанского художника с пугающими образами, которые он создаст в течение нескольких последующих лет. И ужас Дали перед военными действиями действительно был настолько велик, что он предпочел спрятаться от них, переплыв целый океан. Начиная с 1940 года, он с Галой поселился в США и вернулся в Испанию лишь спустя восемь лет, когда в Европе окончательно восстановился мир.
Автор: Наталья Азаренко