«Отец русского футуризма», появись он на арт-тусовке в наши дни, произвел бы фурор как своей внешностью (стимпанк?), так и эпатажным поведением. Что уж говорить о творчестве?! Ему следовал сам Маяковский, еще бы — «Большой бурный Бурлюк врывается в жизнь» со всей активностью своей неуемной натуры.
Алексей Крученых:
«Большой бурный Бурлюк врывается в жизнь. Он широк и жаден. Ему все надо узнать, все захватить, все слопать. Фигура сложная».Его учеником был Маяковский.
Это о Бурлюке он написал странные стихи, где называет его «жирным человеком с разодранным глазом». Но на самом деле Маяковский восхищался Бурлюком, как и все из его окружения. Его воспоминания о нём тоже похожи на стихи: «В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая. Я стал задираться».Судьба словно изначально уготовила будущему «отцу русского футуризма» участь возмутителя общественного спокойствия — ещё с того момента, когда в детстве, подравшись с братом, он по нелепой случайности лишился левого глаза. Так и запечатлелся Бурлюк в памяти современников: со стеклянным глазом, с вытатуированной на щеке лошадкой, и с расшитой бисером серьгой в одном ухе. Стильный, богемный и эпатажный!
Но внешний вид Давида Бурлюка был лишь отражением его неспокойного внутреннего мира, наполненного энергией творчества, которой он щедро делился с окружающими. Он обладал невероятным общественным темпераментом и обострённым ощущением современности. И эти качества ставили его в самый центр художественной жизни начала прошлого века.Попробуем лишь перечислить негласные звания и регалии творца: известный живописец и график, писатель и поэт, «отец» русского футуризма и кубофутуризма, инициатор революционных идей в искусстве, объединивших в одно целое столь знаковые фигуры, как Маяковский, Каменский, Кручёных, Матюшин, Хлебников, Лентулов, Гуро, Асеев, Экстер, Третьяков. Инициатор создания первого российского литературно-художественного объединения футуристов в группе «Гилея», один из организаторов новаторских объединений «Бубновый валет» и «Венок Стефанос», член общества «Союз молодёжи» и мюнхенского «Синего всадника» — лишь представьте масштаб его кипучей деятельности!
«Большой бурный Бурлюк врывается в жизнь. Он широк и жаден. Ему все надо узнать, все захватить, все слопать. Фигура сложная», — писал о нём Алексей Крученых. Еще бы — он не побоялся дать «Пощечину общественному вкусу» — так назывался первый поэтический сборник кубофутуристов 1912 г., среди авторов которого — Бурлюк, Хлебников, Маяковский. А вот эти слова выражают суть отношений между Бурлюком и Маяковским: «Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Давид сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Выдавал мне ежедневно 50 копеек, чтоб писать не голодая».
На фото: Николай Бурлюк, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Бенедикт Лившиц и Алексей Крученых (в самом низу). 1911 г.
На фото: Николай Бурлюк, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Бенедикт Лившиц и Алексей Крученых (в самом низу). 1911 г.
Будущий художник, поэт, прозаик и футурист родился в Украине на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии 9.07.1882 г. Учился всему понемногу по всему миру. Живопись осваивал и в России (художественные школы Казани и Одессы), и за рубежом (частные студии Мюнхена, Парижа, Баварии). С 1910-х годов становится известен России и Европе, как лидер и теоретик русского футуризма. С 1915 года переезжает в Башкирию, с 1918 — путешествует по Уралу, Сибири, Дальнему Востоку.
С 1920-го Бурлюк эмигрирует сначала в Японию, внедряя там идеи футуризма и впитывая японскую культуру, а затем через два года — уже в США. Там он и останется навсегда, навещая по зиме Гавану и устраивая там выставки. А в СССР Бурлюк побывает лишь два раза — в 1956 и в 1965-м годах. И, несмотря на острое желание печататься в Союзе, не сможет напечатать ни строчки. Его так и не примут в коммунистической России — станут называть «обозной сволочью» и «отщепенцем», а имя его предадут забвению. А он в это время успеет нарисовать огромное количество картин, и прославиться на весь мир, сгорая при этом от ностальгии по родине.
С 1920-го Бурлюк эмигрирует сначала в Японию, внедряя там идеи футуризма и впитывая японскую культуру, а затем через два года — уже в США. Там он и останется навсегда, навещая по зиме Гавану и устраивая там выставки. А в СССР Бурлюк побывает лишь два раза — в 1956 и в 1965-м годах. И, несмотря на острое желание печататься в Союзе, не сможет напечатать ни строчки. Его так и не примут в коммунистической России — станут называть «обозной сволочью» и «отщепенцем», а имя его предадут забвению. А он в это время успеет нарисовать огромное количество картин, и прославиться на весь мир, сгорая при этом от ностальгии по родине.
Давид Бурлюк скончался 15 января 1967 года в г. Хэмптон-Бейз (США). Согласно завещанию, его прах был развеян над водами Атлантики.
Собрания картин художника находятся в музеях и частных коллекциях разных стран — в Нью-Йорке, Государственном Русском музее, обширная коллекция сохранена в Уфимском художественном музее. Воистину, в наши дни многогранное творчество столь знакового художника известно всему миру, и, конечно же, Украина заслуженно гордится своим эпатажным и таким неординарным сыном.
Собрания картин художника находятся в музеях и частных коллекциях разных стран — в Нью-Йорке, Государственном Русском музее, обширная коллекция сохранена в Уфимском художественном музее. Воистину, в наши дни многогранное творчество столь знакового художника известно всему миру, и, конечно же, Украина заслуженно гордится своим эпатажным и таким неординарным сыном.
Японка, сеющая рис
1920, 60.5×44.5 см
P.S. среди свежих новостей-2013 – итоги летнего аукциона Sothebys:
04.06.2013Картина Д. Бурлюка «Посадка риса» стала основным лотом на «русских торгах» аукциона Sothebys и была продана за 230 тысяч 500 фунтов стерлингов. Произведение было создано в Японии, куда художник отправился в 1920 году, и является свидетельством экспериментов живописца с кубофутуризмом. При жизни В. Маяковского картина хранилась в коллекции поэта.