войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Гоген в кино: «дикарь» и вечный страдалец

Долгие годы фильмы о художниках преследует какой-то злой рок — эти фильмы либо не художественные, либо крайне далеки от биографичности. К когда речь идет о незаурядных личностях, киноделы склонны драматизировать и романтизировать. И если говорить о знаменитых художниках, то подобное отношение, пожалуй, сильнее всего отразилась на кинолентах о Поле Гогене. Да и в названиях фильмов о нем кинематографисты (и переводчики-локализаторы) тоже не слишком изобретательны.
Гоген в кино: «дикарь» и вечный страдалец

Дикарь (Gauguin – Voyage de Tahiti, Франция, 2017 год)

Снимать в 2017 году фильм о такой противоречивой личности, как Поль Гоген, — довольно смелый поступок (хотя для многих неоднозначные подробности биографии художника стали открытием даже в 2019-м после разгоревшегося в медиа спора о его наследии). Тем более — снимать этот фильм, основываясь на дневнике Гогена «Ноа Ноа», в котором, скорее всего, вымысла гораздо больше, чем правды. В частности поэтому кинокартина французского режиссера Эдуарда Дюлака не пытается проследить весь жизненный путь художника, а сосредотачивается лишь на тех двух годах, которые он провел на Таити в первый свой приезд. Правда, по признанию самого режиссера, даже записи и без того ненадежного рассказчика Гогена были изложены сценаристами весьма вольно. И щедро приправлены драмой.
Гоген в кино: «дикарь» и вечный страдалец
Действие фильма начинается в Париже, откуда художник отчаянно стремится уехать. И учитывая то, насколько унылой и плоской выглядит здесь французская столица, никакого удивления желание Гогена сбежать не вызывает. Пытаясь показать художника еще более несчастным и нищим, сценарий старательно обходит вниманием тот факт, что собрать деньги на поездку и прощальную пирушку Гогену помог весьма прибыльный аукцион, организованный силами его друзей и коллег. На самой же вечеринке художник печально сидит в одиночестве и будто бы мечтает поскорее с нее убраться, хотя в жизни Гоген не упускал случая повеселиться и покутить.
Гоген в кино: «дикарь» и вечный страдалец
Пожалуй, по большей части «Дикарь» держится на фигуре Венсана Касселя, обросшего для роли внушительной бородой. Но, как написал в своем обзоре критик The New York Times Бен Кенигсберг, недостаточно просто отрастить бороду и взять в руки кисть, чтобы сделать отличную драму. Поэтому градус драматичности в фильме накручивается искусственно. Роль таитянской возлюбленной Гогена Теха’аманы в ленте Дюлака сыграла 17-летняя Тухэй Адамс, и в ее случае создателям пришлось сглаживать острые углы, поскольку в реальности «жене» художника было всего 13. Роль Теха’аманы в этом фильме скорее декоративная, и чтобы добавить ей хоть немного выпуклости (а заодно заставить Гогена пострадать еще немного), сценаристы сочинили не слишком убедительный любовный треугольник.
Гоген в кино: «дикарь» и вечный страдалец

Овири. Волк на пороге (Oviri. Gauguin, le loup dans le soleil, Дания, Франция, 1986 год)

В фильме датского режиссера Хеннинга Карлсена, как и в предыдущей ленте, тоже рассказывается лишь о двух годах жизни Поля Гогена, но о следующих. Тех, которые он провел во Франции между двумя путешествиями на острова. Из первой поездки на Таити художник привез на родину огромное количество своих новых картин и скульптур в полной уверенности, что в Париже эти ни на что не похожие работы ждет грандиозный успех. Но его соотечественники оказались не готовы к такому искусству, самого Гогена и его картины критиковали и высмеивали. Впрочем, есть в этой драматической сцене один светлый момент: на выставке появляется Эдгар Дега, покупает одну из картин и делает Гогену странный комплимент, говоря, что тот пишет «по-волчьи».
Гоген в кино: «дикарь» и вечный страдалец
Позже соседская девочка по имени Юстин спрашивает Гогена о словах Дега, и тот пересказывает ей басню Лафонтена, поясняя, что волк скорее умрет с голоду, чем позволит надеть на себя ошейник за миску еды. Отношения художника с 14-летней Юстин — в каком-то смысле центральная часть фильма, мы видим Гогена именно ее глазами, и ее голос звучит за кадром. И выглядят эти отношения очень неоднозначно. Она позирует ему обнаженной, страдает, слыша страстные крики других женщин из его квартиры, и ее совершенно не смущает тот факт, что на Таити Гоген «женился» на 13-летней. Но при этом, когда Юстин целует художника, делает ему очень странный интимный подарок и говорит, что готова на все, Гоген ей отказывает, ссылаясь на взявшиеся непонятно откуда отцовские чувства.
Гоген в кино: «дикарь» и вечный страдалец
«Волк на пороге» поддерживает и продолжает традицию романтизации образа страдающего художника. И хотя из-за небольшого бюджета количество локаций ограничено, а разговоров в ленте больше, чем действия, фильм все же стоит посмотреть хотя бы ради игры Дональда Сазерленда, который великолепно попал в образ со своими пышными усами и прозрачными глазами под тяжелыми веками. Исполнительница роли Юстин — датская актриса Софи Гробёль — не так давно прославилась, сыграв главную героиню в популярном сериале «Убийство». Отдельного внимания заслуживает камео Макса фон Сюдова — он исполнил роль шведского драматурга Августа Стриндберга, мрачного и грубого женоненавистника. Его образ, вероятно, должен был контрастно оттенить фигуру страстного и жизнелюбивого Гогена, но это не очень срабатывает, учитывая то, как художник сам обращается с женщинами.
Гоген в кино: «дикарь» и вечный страдалец

Гоген – дикарь (Gauguin the Savage, США, 1980 год)

Фильм Филдера Кука «Гоген — дикарь» обошел стороной кинотеатры, и увидеть его можно было только на телеэкранах. Возможно, это и к лучшему, потому что кинолента напоминает любительскую постановку провинциального театра. Правда, почему-то с довольно знаменитыми актерами. Во многом этот фильм похож на экранизацию «Жажды жизни» с Кирком Дугласом в роли Винсента Ван Гога. Такой же зашкаливающий уровень пафоса, такие же картонные декорации, чистенькие комнаты и карикатурный грим. Вот только «Гоген — дикарь» был снят на четверть века позже, когда существенно изменились и технические возможности кинопроизводства, и в целом подход к созданию фильмов.
Гоген в кино: «дикарь» и вечный страдалец
В этом фильме повествование начинается в важной точке на жизненном пути художника: биржевой маклер Поль Гоген увольняется и торжественно заявляет жене, что решил посвятить себя живописи (хотя на самом деле все было немного не так). В целом создатели кинокартины не позволяли себе больших вольностей и старались не отходить от реальной истории Гогена, если не считать мелких неточностей вроде дат и мест, в которых он создал ту или иную работу. Но, к сожалению, это фильм совершенно не спасает. Гоген в исполнении отличного актера Дэвида Кэррадайна старательно хмурит брови и изрекает возвышенные банальности, совершенно карикатурный Ван Гог с приклеенными рыжими бровями кривляется и размахивает бритвой. Ситуацию немного спасает Линн Рэдгрейв, исполнившая роль Метте Гоген, но ей здесь досталось слишком мало экранного времени.
Гоген в кино: «дикарь» и вечный страдалец
«Гоген — дикарь» по большей части прошел мимо внимания критиков, а те, кто его все же заметил, не оставили от фильма камня на камне. Очень справедливое замечание, которое можно применить к большинству фильмов о художниках, высказал еще тогда, в 1980 году, обозреватель The Washington Post Пол Ричард: «Гоген сделал себе имя на живописи, а живопись по какой-то причине всегда вызывает у телевизионщиков благоговейный трепет и серьезность. Ошарашенные высокой культурой, они каким-то образом превратили высокомерного и непокорного художника в любящего папочку с тягой к бродяжничеству».