Имя Юдит Лейстер стоит в одном ряду с такими выдающимися художницами прошлого, как Артемизия Джентилески, Софонисба Ангвиссола и Лавиния Фонтана. Её картины, которые в прошлом выдавались за работы Франса Хальса, сейчас приносят на аукционах миллионы. Талантливо выполненные натюрморты, портреты и жанровые сцены, полные лёгкости, эмоций и ярких красок, стали жемчужинами коллекций таких музеев, как Лувр в Париже, Национальная галерея искусств в Вашингтоне и Национальная галерея в Лондоне, Рейксмузеум в Амстердаме и Маурицхёйс в Гааге. Представляем вам 9 занимательных фактов из жизни художницы, чьё наследие едва не было утрачено и счастливым образом обнаружено.
Факт 1. Её спасла уникальная подпись
Юдит Лейстер появилась на свет в Харлеме, там новорождённую крестили 28 июля 1609 года. Её отцу Яну Виллемзу (Willemsz — сын Виллема) принадлежала пивоварня под названием «Лейстер», от которой семья взяла свою фамилию. Leister на голландском означало «путеводная звезда», а мореплаватели так обычно называли Полярную звезду. Юдит понравилась эта игра слов: она редко подписывала работы своим полным именем, предпочитая монограмму из инициалов JL со звёздочкой.Эта деталь сыграла решающее значение в восстановлении наследия Лейстер и помогла ей избежать участи многих художниц, чьи имена исчезли в веках. Ясная и уникальная подпись дала возможность идентифицировать истинное авторство множества работ, которые исторически были приписаны её коллегам-мужчинам.
Факт 2. Она была вундеркиндом
Мало что известно о раннем периоде обучения Лейстер, но она явно сделала себе имя в юном возрасте. Юдит упоминается как «хорошая и проницательная» художница в «Описании города Харлема» Сэмюэля Ампцинга. А оно было опубликовано в 1628 году, когда ей было лишь 19 лет.Первая известная нам подписанная работа Лейстер датирована 1629 годом. В 1633-м она вошла в харлемскую Гильдию святого Луки. При этом искусствоведы всё ещё спорят, была ли Юдит первой женщиной-художником, зарегистрированной в организации, или ею стала некая Сара ван Баальберген, которая упоминается в документах от 1631 года. В XVII веке в Гильдию, возможно, были приняты десятки других женщин, но не указывается, что они делали. Это могло быть вышивание, роспись глиняной посуды, работы из металла или дерева — в то время таких мастеров тоже включали в организацию. В ней могли также состоять вдовы, руководившие мастерскими своих покойных мужей.
Концерт
1633, 60.9×86.3 см
Факт 3. Она была новатором
Самый известный автопортрет Лейстер, написанный примерно в 1633 году (ныне входит в коллекцию Национальной галереи искусств в Вашингтоне), возможно, был её презентационной работой при приёме в Гильдию. Это было новшество в женских портретах — художница изобразила себя не в формальной строгой позе, а более расслабленном, динамичном положении. Она словно на мгновение прервала работу над картиной, чтобы поприветствовать вошедшего зрителя. Конечно, во время работы Лейстер вряд ли надевала нарядное платье и особенно — очень широкий кружевной воротник, но одежда говорит о её финансовом успехе и социальном статусе.
Автопортрет
1630, 74.6×65.1 см
Между тем, рентген показал, что скрипач, которого пишет художница (его можно найти на другой её картине, «Весёлое трио»), изображён поверх женской фигуры. Возможно, это был автопортрет
в автопортрете.
Весёлое трио
1631, 74.4×62.9 см
Факт 4. На неё повлияли караваджисты
Судя по всему, самый продуктивный период Юдит Лейстер приходится на 1629-й — 1635-й годы. В этот промежуток художница создала значительную часть работ, известных нам сегодня. Она специализировалась на картинах в смешанном жанре, которые часто включали в себя элементы портрета, натюрморта и бытовых сцен в закрытых помещениях.Динамичные композиции, захваченные мгновения и энергичные мазки можно найти у многих других художников того времени, таких, как Франс Хальс, его брат Дирк, а также Ян Стен. Кроме того, на Лейстер оказали большое влияние утрехтские караваджисты — группа художников, которые, в свою очередь, вдохновлялись работами Караваджо. И хотя их активность, продолжавшаяся всего несколько лет, сошла на нет примерно в 1630 году, Лейстер наверняка встречалась с кем-то из них в своё время.
«Картина «Последняя капля (Веселый кавалер)»: в жанровой, вполне реалистической сценке Юдит Лейстер не останавливается на черепе, а вводит в композицию смерть, как вполне живого персонажа, который, словно недовольная старуха-соседка, потрясает перед пьяными юнцами песочными часами. Кажется, что ещё секунда — и она произнесёт скрипуче: «Молодые люди, вы на часы смотрели? Ещё минута — и я вызываю городскую милицию!"
Вероятно, в какой-то момент подобное соседство показалось понижающим привлекательность картины, и несчастный скелет записали, оставив лишь неубедительный подсвечник. К счастью, при подготовке полотна к выставке в Филадельфии его было решено расчистить, и безобидная вечеринка вновь приобрела горьковатый, пепельный привкус «ванитас»…» — описание картины в Артхиве
Вероятно, в какой-то момент подобное соседство показалось понижающим привлекательность картины, и несчастный скелет записали, оставив лишь неубедительный подсвечник. К счастью, при подготовке полотна к выставке в Филадельфии его было решено расчистить, и безобидная вечеринка вновь приобрела горьковатый, пепельный привкус «ванитас»…» — описание картины в Артхиве
Факт 5. Художница судилась с Хальсом
В течение двух лет после вступления в Гильдию Лейстер взяла трёх учеников-юношей. Документы свидетельствуют, что она подала в суд на Франса Хальса: он принял одного из них на обучение, когда тот ушёл из её мастерской без разрешения Гильдии. Мать молодого человека выплатила Юдит четыре гульдена компенсации — лишь половину того, что требовала художница. Хальс, в свою очередь, уплатил штраф в три гульдена, но оставил подмастерье у себя. Саму Лейстер оштрафовали за то, что не зарегистрировала ученика в Гильдии.Попытка художницы противостоять старшему и уважаемому коллеге говорит о её храбрости и уверенности. После судебного процесса с Хальсом картины Лейстер стали цениться выше.
Факт 6. Её отношения с Хальсом неясны
Помимо упомянутого судебного процесса нет никаких свидетельств о характере отношений Юдит Лейстер и Франса Хальса. Близкое сходство между её работами и картинами Хальса — а также его брата Дирка — позволяет некоторым искусствоведам утверждать, что один из них был её учителем. Однако не исключено, что они были просто коллегами-друзьями. В документах о крещении дочери Хальса Марии в начале 1630-х годов крёстной матерью записана «Юдит Янсдер» (Jansder — дочь Яна). Но в Харлеме тогда проживали и другие Юдит Янсдер.Факт 7. Её персональная карьера была недолгой
К сожалению, персональная карьера Юдит Лейстер закончилась с замужеством. В июне 1636 года она вышла за Яна Минсе Моленара — вероятно, ученика Франца Хальса, плодовитого художника и члена харлемской Гильдии святого Луки. В том же году пара переехала в Амстердам, где прожила до 1648-го. У супругов было пятеро детей — три сына и две дочери — но лишь двое дожили до зрелого возраста.Похоже, что с появлением семьи и детей Юдит погрузилась в домашние заботы и прекратила самостоятельно писать картины. Но не исключено, что она работала вместе с мужем в мастерской, которая была обустроена в их доме. Они не только успешно продавали собственные работы, но и торговали картинами других мастеров.
Апостол Павел на острове Мелите
1650, 97×120.6 см
После смерти в 1660 году в возрасте 50-ти лет Лейстер практически исчезла из истории искусства. Её картины либо остались без атрибуции, либо были приписаны Моленару или Хальсу. Отличительную монограмму со звёздочкой скрывали под фальшивыми подписями других художников.
Факт 8. Её картина обнаружена случайно
Возвращение наследия Юдит Лейстер из небытия началось в 1893 году. Именно тогда в Лувре на картине «Пирующая пара» была обнаружена её монограмма «JL*", скрытая под сфабрикованной подписью Хальса. Неизвестно, когда была добавлена фальшивая подпись, но тогдашний владелец полотна барон Шлихтинг начал судебную тяжбу с фирмой, продавшей ему «поддельного Хальса». Та, в свою очередь, подала иск на арт-дилера, у которого приобрела работу. Никто не радовался тому, что обнаружен другой художник, способный сравниться с Хальсом в лучших его проявлениях.
Пирующая пара
1630, 68×54 см
В 1893 году Корнелис Хофстеде де Гроот опубликовал первую статью о Лейстер. Он приписал ей семь картин, шесть из которых были помечены монограммой «JL*". С тех пор искусствоведы часто называли её подражательницей или последовательницей Хальса, критикуя «слабую женскую руку». Это отношение начало меняться в конце XX века.
Факт 9. Её работы продаются за миллионы
С расцветом изучения истории феминистического искусства в 1970-х годах такие ученые как Линда Нохлин подвергли сомнению историческое отношение к женщинам-художникам. Среди художниц, чья карьера была нивелирована из-за пола, профессор назвала, в частности, Артемизию Джентилески и Розу Бонёр. Эссе Нохлин «Почему не было великих художниц?» побудило мир искусства к переоценке творчества многих женщин, в том числе Лейстер, чьи работы — зачастую ошибочно — были приписаны её коллегам-мужчинам.В декабре 2018 года картина Юдит Лейстер «Весёлое трио» была продана на аукционе Christie’s в Лондоне за 1 миллион 800 тысяч фунтов стерлингов (2 миллиона 310 тысяч долларов США). На данный момент это — рекорд для её работ, когда-либо выставленных на открытые торги.