Если в доме был темный длинный подвал, ваш папа был аптекарем и в детстве подарил иорушку — человеческий череп, в католической школе преподаватель устраивал игру в «лошадки» (мальчики ездят верхом на девочках) и наказывал сидением на коленях под устрашающим изображением распятого Христа — рисовать вам Чужих кровососов всю земную жизнь! А если вас еще и зовут Ганс Рудольф Гигер (HR Giger), то вполне логично купить в родной Швейцарии замок в местечке Гюйгер и устроить там музей.
Там, в музее, у туристов пропадает охота желание отведать знаменитого сырку да с маслицем. Ведь на всех его четырех этажах — вовсе не картины маслом! А голограммы, аэрографии, чеканки да скульптуры инопланетных монстров во всех их прелестях и ипостасях. Клыки, зубы, когти, хребты, внутренности, сращивания и совокупления, плоть и машины… Фирменный стиль Гигера — «биомеханика» Чужих, — впечатляет!
… Так же, как в свое время творчество швейцарца Гигера впечатлило американского режиссера Ридли Скотта. Пролистав в 1977 году сборник постеров «Некрономикон» («Маски смерти»), навеянный творцу одноименной книгой Г. Ф. Лавкрафта (геймеры, вперед!), киношник мигом почуял родной запах «Чужих» денег. Скотт тотчас пригласил Гигера поработать над дизайном будущего фантастически-жуткого фильма, и прыткий кошмарик-ксеноморф, вылупляющийся из человеко-плоти космонавтов, поразил искушенную публику почище ужасов Хичкока.
Художнику в 1980 году присудили «Оскара», последовали прочие «Чужие», «Чужие против хищника», и, наконец, в 2012 году грянул «Прометей», над антуражами которого вновь поработал великий и ужасный Гигер. Еще и около 250 млн. долл. на их оживление — просто бомба! Гига-замыслы Гигера мистер Скотт воплотил на самом высокобюджетном уровне.
Неудивительно, что в музее Гигера в Швейцарии, который открыл и обустроил сам художник в 1998 году, — очередной всплеск активности туристов. Пара часов поездом от Цюриха, где, кстати, ныне работает Гигер, — и вы в типичном швейцарском местечке. Пасторальная идиллия: холмы, дома, цветочки… И вот они — ягодки! Дом, над входом которого — крылатый монстр, в витрине — жуть-механизм «Рожальная машина», а возле — мадам Чужая и биомеханические младенцы. Добро пожаловать, земляне! Вас ждет крупнейшая в мире коллекция работ художника, от картин и скульптур до мебели и кинопроектов, работы от 1960-х до наших дней.
Фотографировать можно только на ресепшне, но и этих кадров хватает, чтобы пугнуть родню по приезде. Мама миа — прямо под крыльями монстров барышня обычная сидит, билетики продает! Что ж, вы попали. Вот описание очевидца: «Представьте себя внутри инопланетного злобного космического корабля. Темно. Тихо. Черный прорезиненый пол, изрезанный непонятными символами, навевающими грусть и безысходность… Инсталляции Чужих в полный рост, свисающих, в частности, и с потолка… Стены увешаны эпическим киберпанком, главный герой которого — женщина с добрым и красивым лицом, сросшаяся с машиной то позвоночником, то грудью, то еще бог знает чем… Голографические постеры, которые меняют картинку в зависимости от угла зрения… Картина бесконечной стены и бездонного портала в никуда… Все очень мрачное, и этой мрачностью красиво».
Гигер за работой
XX век
Жанр, в котором работает художник, называют «фантастический реализм» — действительно, реально до жути. Как-то раз таможенники приняли картины-аэрографии в багаже маэстро Гигера за… фотографии! «Интересно, где бы я их сделал — в аду, что ли?» — возмущался папа Чужих.
И дорисовывал очередных младенцев — эскизы к будущей кафешке, точнее — GIGER — bar. Отличная идея — после трехэтажного музея с эмоциями, выраженными в том же трехэтажном ключе, туристам просто необходимо подкрепиться! А то ведь в экспозиции, конечно, стулья есть — такие, с хребтами инопланетного происхождения. Но там извечное музейное «не садиться» да «руками не трогать»… А Гигер-бар возле музея общедоступен и весьма популярен среди туристов, ошалевших от дегустаций сыра с цветочным вкусом. Неважно, что кофеек дороговат — зато какие виды там, внутри препарированного Чужого! Все продумано до мелочей, от «костяков» стен и мебели до вида вазочек, посуды и салфеток.
Гигер-бар, интерьер 1
XX век
Жаль, что в Японии не сподобились воплотить полную задумку маэстро: чтобы кабинки-столики были бы лифтами и поднимались-опускались вверх-вниз — увы, рассорились архитекторы с художником. Впрочем, дел ему и без того хватает: устраивать выставки приглашенных творцов в своем музее, а также собственные экспозиции по миру. Например, в 2012 году в Московском планетарии проходила целая культурная акция с показом работ Гигера, демонстрацией кинокадров о создании «Чужих» с Ридли Скоттом, и комментариями матерого Гигеро-веда. А в интернет-блоге 2013 года Гигер обмолвился о работе над очередной вариацией «Чужих», так что маэстро снова рисует, просто ужас…
В общем, если нервы позволяют — айда в музей в Швейцарию! И не забудьте врубить погромче легендарный альбом группы ELP «Салат из мозгов» (автор культовой обложки — Гигер), а то и построить «козу» на концерте группы KORN. Микрофонная стойка солиста, — дизайна того же Гигера, — чудо как хороша! Только песни все какие-то Чужие.