войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Как художники Возрождения продвинули порнографию в массы

Практически сразу после какого-либо серьёзного технического прорыва люди неизбежно приспосабливают его преимущества для порно. «Иногда эротика была движущей силой технологических инноваций, — написал журналист Джон Тирни в 1994 году, на заре существования Всемирной паутины.- Но почти всегда, от скульптуры каменного века до компьютерных досок объявлений, новые открытия применялись к ней одной из первых».
Как художники Возрождения продвинули порнографию в массы
Сегодня порнография демократизировалась. Интернет, больше не ограниченный журнальными страницами, позволяет кому угодно загружать свои любительские видео в Pornhub или использовать Инстраграм как маркетинговый инструмент чтобы подразнить аудиторию. Инстаграм-модели направляют вас на страницы платформы Patreon или на видеостримы, где за небольшую ежемесячную абонплату или разовый щедрый взнос дарят проблеск надежды на более близкое знакомство.

На Западе первый шаг к массовому распространению порнографии сделал Иоганн Гуттенберг в 1440 году, представив свой печатный станок. Немецкий издатель создал свой механизм для популяризации книг — в первую очередь, Библии на родном языке. Вскоре он также смог печатать и гравюры. Пресс Гутенберга фактически открыл ворота для лавины новых образов и идей по всей Европе.
  • Агостино Карачи, «Алкивиад и Глицера» из «I modi» (XVI век). Источник: Wikimedia Commons.
  • Агостино Карачи, «Геркулес и Деянира» из «I modi» (XVI век). Источник: Wikimedia Commons.
Вскоре повторенные в деталях произведения искусства стали легкодоступны, а их выпуск был поставлен на поток. «Именно доступность [искусства] не только высшим слоям общества, но и более широкой публике стала причиной для беспокойства в приватных элитных кругах гуманистов, а также церковных служителей», — пишет искусствовед Андреа Эррера в каталоге «Ню в эпоху Ренессанса», сопровождавшем одноимённую выставку в 2018−19 годах.

Примерно в одно время с печатной революцией среди художников возродился интерес к ню как способу сделать отсылку к древним традициям или приблизить возвеличенных святых к обычным людям. В эпоху Возрождения состоятельные европейцы часто заказывали престижные и дорогие картины с изображением обнажённых женских тел. Знаменитые художники, такие как Рафаэль и Боттичелли, создавали подобные нелегальные произведения, предназначавшиеся только для глаз мужчин из числа элиты.
Помимо эротического наслаждения такие работы давали ещё и чувство интеллектуального превосходства. Для высшего эшелона просмотр провокационных, мастерски написанных, вылепленных или высеченных обнажённых тел стал своего рода перформансом. «Подразумевалось, что способность восхищаться мастерством, положенным в основу произведения искусства, не поддаваясь при этом физическим желаниям, демонстрирует добродетель зрителя», — пишут Стивен Кэмпбелл, Джилл Бёрк и Томас Крен во введении к каталогу «Ню в эпоху Ренессанса».
В поисках чувственных тем художники обратились к древним текстам, таким как «Наука любви» и «Любовные элегии» Овидия, которые были восстановлены и при помощи типографий наводнили всю Европу. Греки и римляне представляли своих богов сексуальными персонажами, и в эпоху Возрождения они вновь вошли в моду.
  • Марко Денте, «Пан, подглядывающий за нимфой Сирингой» (ок. 1516-20). Метрополитен-музей, Нью-Йорк
  • Марко Денте по мотивам Джулио Романо, «Юпитер и Семела» (1498–1532). Рейксмузеум, Амстердам
Женские ню были популярны, прежде всего, благодаря своей универсальности. «С ними ассоциировался широкий спектр тем — от грехов вожделения и гордости до любви, брака, плодородия и других добродетелей», — пишет Дайана Вольфталь в «Ню в эпоху Ренессанса». При дворах Валуа во Франции и Бургундии пользовались спросом похотливыефигуры. А вот в Италии и Северной Европе художникам чаще заказывали библейских персонажей, таких как Ева, Далила и Юдифь — как символ соблазнения и причины падения мужчины.
Священники католической церкви — несмотря на то, что сами заказывали эротические произведения для собственного удовольствия — считали опасным массовое распространение секса и наготы в печатном формате. Когда провокационные иллюстрации стали широко распространяться, Церковь вмешалась.
«Купание Вирсавии» из «Часослова Людовика XII» (1498−99). Музей Гетти, Лос-Анджелес
«Купание Вирсавии» из «Часослова Людовика XII» (1498−99). Музей Гетти, Лос-Анджелес
Джулио Романо — самый известный ученик Рафаэля — прославился тем, что расписывал сладострастными фресками личные покои элиты, в том числе в Палаццо Те герцога Федерико II Гонзаги в Мантуе и в папских резиденциях в Ватикане. Фрески Романо в Ватикане называют стимулом для первого массового производства порнографической продукции.
В 1524 году Маркантонио Раймонди — главный гравёр Рафаэля — подло скопировал фрески Романо с изображениями шестнадцати пар в разных позах и опубликовал их под названием «I Modi» или «Пути». За свою деятельность Маркантонио был временно заключён в тюрьму, а Папа римский Климент VII приказал уничтожить копии (впрочем, некоторые фрагменты уцелели и теперь хранятся в Британском музее в Лондоне).
Маркантонио Раймонди по мотивам Джулио Романо, гравюра из серии «I Modi» (XVI век). Британский музей
Маркантонио Раймонди по мотивам Джулио Романо, гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
из серии «I Modi» (XVI век). Британский музей, Лондон
Инициатива Католической церкви имела обратный эффект — вместо того, чтобы искоренить явление, она лишь способствовала его продвижению. Несмотря на все усилия Папы, «I Modi» распространялись и даже вдохновили поэта Пьетро Аретино на серию непристойных сонетов. Он вместе с Маркантонио выпустил второе издание гравюр в 1527 году, сопроводив его вступлением, в котором обратился к читателю: «Приходите посмотреть на тех, кого вам нравится…».

Эротический рисунок и текст часто шли рука об руку, но потребовалось более столетия, чтобы колоритный либертинизм проник в литературу. Это произошло во Франции в эпоху Просвещения. Одной из ранних и самых популярных опубликованных порнографических книг стала «Школа Венеры», вышедшая в свет в 1680 году. Это вульгарное иллюстрированное секс-руководство стало настолько скандальным и востребованным, что было переведено на английский.
Как художники Возрождения продвинули порнографию в массы
Как художники Возрождения продвинули порнографию в массы
Как художники Возрождения продвинули порнографию в массы
Как художники Возрождения продвинули порнографию в массы
Как художники Возрождения продвинули порнографию в массы
Возможно, этот сладострастный период в истории лучше всего воплощён в сочинениях маркиза де Сада, который смешал в своей шокирующей прозе жестокость и наслаждение. Несмотря на распространение эротической литературы и изображений, первый ежемесячный порно-журнал The Pearl, который взбудоражил чопорную викторианскую Англию в 1879 году, был закрыт через год — за «распространение непристойности».

Гравюры оставались самым простым способом популяризации «обнажёнки» до появления фотографии в середине XIX века. В 1839 году французский живописец и гравёр Луи Дагер представил свое чудесное изобретение: медный лист, покрытый серебром, который можно было поместить в деревянный ящик с линзой и получить точный образ сцены перед ним. Всего два года спустя Уильям Генри Фокс Тэлбот презентовал калотип — фотографические изображения, которые можно было воспроизводить сотни раз.
Рекомендуемые выставки и показы
Иоганн Вильгельм Бергстрем, раскрашенный вручную дагерротип (ок. 1844−54). Источник: Wikimedia Commo
Иоганн Вильгельм Бергстрем, раскрашенный вручную дагерротип (ок. 1844−54). Источник: Wikimedia Commons
И уже в 1845 году мужчины просили женщин раздеться перед камерой. В среде парижских арт-дилеров возник чёрный рынок откровенных фотографий, который французские чиновники не смогли ни зарегистрировать, ни ликвидировать. Современная эра порнографии начала обретать очертания.

По материалам Artsy.net