Не секрет, что во время Второй Мировой Войны нацистами было вывезено из оккупированных стран огромное количество произведений мирового искусства. Учитывая специфику жанра, вероятно, для живописи это имело наиболее серьезные последствия: картины перевозили с недостаточными предосторожностями (до них ли было?) и часто хранили в неподходящих для этого местах, где сырость и температура разрушали древние полотна. Так что впоследствии реставраторам приходилось задействовать весь арсенал техник, восстанавливая полотна. Вашему вниманию — истории о самых известных из спасенных шедевров.
Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), «Весна», 1482 г.
Сегодня это произведение великолепного итальянского художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли называют одной из самых известных картин западного искусства (впрочем, также одной из наиболее часто анализируемых и вообще обсуждаемых картин в мире).
Судьба шедевра Боттичелли непроста: в 1499 году он попал в коллекцию Лоренцо Медичи, а в 1537 был перевезен в Кастелло и вплоть до угасания рода (что произошло в 1743 году) находился там.
В 1815 г. картина была зачислена в запасники флорентийского дворца Уффици как «не особенно ценная», а в 1853 г. художественная академия получила ее в свое распоряжение для изучения молодыми художниками. В 1919 г. «Весну» вновь вернули в Уффици — теперь уже галерею. В общем, 400 лет картина перемещалась по закромам, как вдруг в начале ХХ века стала известной и популярной.
Во время же итальянской кампании в ходе Второй Мировой Войны шедевр перевезли в замок Монтегуфони неподалеку от Флоренции, чтобы защитить от бомбежки. Впоследствии картину вернули в Уффици, где она и находится нынче среди главных шедевров галереи. В 1982 г. «Весну» реставрировали: с неумолимым ходом времени краски потемнели, покрывшись слоем пыли. Реставраторам удалось вернуть картине ее оригинальные цвета и то, что арт-критики романтично называют «вибрацией».
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), «Дама с горностаем», 1489−1490 гг.
Это один из всего лишь четырех женских портретов кисти Леонардо (включая «Мону Лизу», разумеется): вопрос отношений великого мастера с женщинами будоражит умы исследователей до сих пор.
«Даме с горностаем» досталось не меньше. Картину неоднократно переписывали разные художники — и известные, и не очень. В частности, претерпел изменения фон (в оригинале он был светлее, и вообще на заднем плане было то ли окно, то ли дверь). От работы Ленардо остались, собственно, лишь дама и горностай (у дамы, кстати, еще была прозрачная вуаль), да и тех слегка «подправили». Надпись на картине также выполнена не Леонардо, а купившим ее в начале XIX века Адамом Чарторыйским, который предполагал, что это изображение той же женщины, что и на «Прекрасной Ферроньере» из Лувра. Так картина попала в Краков, потом в Париж — и обратно в Краков.
Что автор произведения — Леонардо, выяснилось достаточно поздно: еще в каталоге его работ XIX века «Дама с горностаем» не упоминается. Во времена обеих мировых войн картину пытались уберечь от повреждений и уничтожения, по возможности спрятать. Но в сентябре 1939, оккупировав Польшу, нацисты все-таки прибрали шедевр к рукам. В 1946 году многострадальное полотно было возвращено Польше и до сих пор содержится в краковском Музее Чарторыйских.
Что автор произведения — Леонардо, выяснилось достаточно поздно: еще в каталоге его работ XIX века «Дама с горностаем» не упоминается. Во времена обеих мировых войн картину пытались уберечь от повреждений и уничтожения, по возможности спрятать. Но в сентябре 1939, оккупировав Польшу, нацисты все-таки прибрали шедевр к рукам. В 1946 году многострадальное полотно было возвращено Польше и до сих пор содержится в краковском Музее Чарторыйских.
Читайте далее - 2 часть материала: Вермеер со свастикой, Мане в солевой шахте… Поразительные истории!
Невзирая на культурную современность, шедевр «страдает» с течением времени: экспертиза показала, что каштановая доска, на которой да Винчи писал картину, стала более хрупкой по вине… жучков-короедов! Кроме того, все изображение покрыто сетью трещин — так называемых кракелюров. Но, справедливости ради отметим, что именно благодаря технике рисования Леонардо картина сохранилась до сих пор в удовлетворительном состоянии. На данный момент требуется детальная экспертиза картины и реставрация. А пока что принято решение не вывозить картину из музея на протяжении десяти лет — ей, так сказать, возраст уже не позволяет.