Картина
«Завтрак слепого» – одно из наиболее важных полотен «голубого периода» Пикассо – ныне хранится в нью-йоркском Метрополитен-музее. Это замечательный перевод на современный язык христианского таинства Евхаристии – ритуала освящения и вкушения хлеба и вина как плоти и крови Христа.
Пикассо рассказал о картине в письме своему другу, французскому поэту Максу Жакобу: «Я пишу слепого за столом. В левой руке он держит кусок хлеба, а правой дотрагивается до кувшина с вином. Рядом собака смотрит на него». Технический анализ показал, что изначально собака находилась внизу слева, рядом с тарелкой, однако потом художник убрал её из композиции.
«Голубой период» Пикассо приходится на 1900 – 1904 годы, когда он писал по существу монохромные картины в синих и сине-зелёных оттенках, изредка разбавляя их другими цветами. Эти мрачные работы сейчас входят в число самых популярных у испанца, хотя в своё время он продавал их с трудом. Его первые годы в Париже были тяжёлыми, и эти полотна с изображениями нищих, калек, беспризорников и слепых, казалось, отражают собственную бедность живописца и неуверенность в завтрашнем дне.
Неясно, что именно стало отправной точкой для этого периода. Возможно, на Пикассо повлияло путешествие по Испании и самоубийство его друга Карлоса Касагемаса, который застрелился в парижском кафе 17 февраля 1901 года. Сам художник утверждал, что начал писать синим, когда узнал о смерти коллеги. Но искусствовед Хелена Секель отмечает, что во время суицида его не было в Париже. Это драматическое событие проявилось в творчестве Пикассо лишь осенью того же года, когда он сделал несколько портретов покойного.
За «голубым периодом» последовал «розовый», когда в картинах Пикассо доминировал в основном этот тёплый цвет, однако депрессия художника не прекратилась. Она фактически продолжалась до «кубистического периода» (который следовал за «розовым»), и только в последующую полосу неоклассицизма его работы начали демонстрировать игривость, которая осталась выдающейся чертой его творчества до конца жизни. Современники Пикассо даже не делали различий между «голубым» и «розовым» периодами, считая их одним.
Настроение, которым пронизана композиция «Завтрак слепого», роднит её с мрачной аллегорической картиной
«Жизнь» (1903, Музей изящных искусств Кливленда), а также гравюрой
«Скудная трапеза» (1904), на которой изображены слепой мужчина и зрячая женщина, измождённые, сидящие за почти пустым столом. Слепота – это постоянная тема в работах Пикассо этого периода, например, портрета
«Селестина» (1903, Музей Пикассо в Париже) или
«Старый еврей с мальчиком» (1903, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Кроме того, он также часто изображал обнажённых женщин и матерей с детьми.
Значительное влияние на картины Пикассо «голубого периода» оказал его визит в женскую тюрьму Сен-Лазар в Париже, где монахини служили ещё и охранницами. Картина
«Две сестры» (1902, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) – пример того, как художник совместил повседневную реальность с христианской иконографией. Поза и жесты женщин напоминают то, как художники изображают Посещение Марии, синий цвет символизирует Богородицу. Эта сцена соотносится с её встречей с Елизаветой, матерью Иоанна Крестителя.
Постоянной темой «голубого периода» Пикассо, перешедшей и в «розовый», стала безысходность социальных аутсайдеров – заключённых, нищих, артистов цирка, бедняков или других отчаявшихся. Эта тема отвечала не только его настроению, но и духу времени, художественному и интеллектуальному авангарду начала XX века.
Автор: Влад Маслов