войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

На рисунке Тулуз-Лотрека обнаружен портрет Винсента Ван Гога

Мы хорошо знаем Винсента Ван Гога по тридцати шести автопортретам, но его изображения, сделанные другими художниками, — это редкость. Теперь к ним добавилось ещё одно, сделанное рукой его друга Анри де Тулуз-Лотрека, любителя ночной жизни Монмартра. Этот рисунок сейчас находится в коллекции Художественного музея Хиросимы.
На рисунке Тулуз-Лотрека обнаружен портрет Винсента Ван Гога
Голландский постимпрессионист изображён в виде маленькой фигурки на заднем плане, слева от колонны. У него есть борода, усы и прядь волос на лбу. Хотя обычно Ван Гог одевался бедно, здесь он выглядит элегантно, с галстуком и шляпой. Малоизвестное открытие, что фигура в этой сцене «вероятно» является Винсентом, сделал Луи ван Тилборг, старший научный сотрудник Музея Ван Гога. Недавно об этом было напечатано в музейном каталоге японских гравюр.

На рисунке Тулуз-Лотрека изображена сцена в кабаре «Мирлитон», которым управлял популярный певец Аристид Брюан. Располагалось оно у подножия Монмартра.
Анри де Тулуз-Лотрек, «Припев о стуле в стиле Людовика XIII в кабаре Аристида Брюана» (1886), Художе

Анри де Тулуз-Лотрек, «Припев о стуле в стиле Людовика XIII в кабаре Аристида Брюана» (1886), Художественный музей Хиросимы. Красным отмечен предполагаемый портрет Ван Гога

Присутствие Ван Гога говорит о том, что он, живя в Париже, был постоянным посетителем кабаре — наслаждался ночной жизнью и много пил. Поль Синьяк, ещё один друг художника, вспоминал о нём, что после работы «абсенты и бренди следовали друг за другом непрерывно».

Чуть ниже Ван Гога на рисунке изображён сам Тулуз-Лотрек, почти скрытый из-за своего невысокого роста. На нём котелок, который часто можно увидеть на фотографиях. Замаскированную подпись автора можно рассмотреть на краю скамейки в нижней части рисунка. Слоги фамилии Лотрек переставлены и читаются как «Трекло». Человек с острой бородкой левее Ван Гога и Тулуз-Лотрека, вероятно, их друг-художник Луи Анкетен. Несколько других фигур — поэты-авангардисты.

Фрагмент наброска Анри де Тулуз-Лотрека «Припев о стуле в стиле Людовика XIII в кабаре Аристида Брюа
Фрагмент наброска Анри де Тулуз-Лотрека «Припев о стуле в стиле Людовика XIII в кабаре Аристида Брюана». Источник: Художественный музей Хиросимы.
Сюжет рисунка Тулуз-Лотрека, сделанного в 1886 году, был хорошо понятен поклонникам ночной жизни Парижа того времени, но сейчас требует пояснений. История раскрывается в названии: «Припев о стуле в стиле Людовика XIII в кабаре Аристида Брюана».

В 1885 году знаменитое кабаре «Чёрный кот» переезжало из своего помещения на бульвар Рошешуар. Перенос мебели на новое место его хозяева превратили в шумное факельное шествие с музыкой. Но в азарте они забыли про стул в стиле Людовика XIII. На следующий день Брюан, который устраивал собственный кафе-шантан в оставленном помещении, отказался отдать его. Он повесил конфискованный стул вверх ногами под потолком своего клуба как трофей — и сделал его объектом одной из своих знаменитых сатирических песен. Очертания перевернутого стула можно разглядеть в правом верхнем углу рисунка Тулуз-Лотрека (а также едва различимую надпись «Людовик XIII»).

На рисунке Аристид Брюан поёт припев, стоя посреди сцены в своей фирменной широкополой шляпе и с дирижёрским жезлом в руке. В песне он поднимает на смех владельцев «Чёрного кота», которые забыли стул в стиле Людовика XIII.
Брюан, назвавший свое кабаре «Мирлитон» (это такая разновидность флейты), вскоре стал ведущей фигурой в ночной жизни Монмартра. В 1893 году Тулуз-Лотрек изобразил его на одном из своих лучших плакатов.

Когда художник сделал набросок «Припев о стуле», ему был 21 год. С Ван Гогом он познакомился в Париже — коллеги жили на Монмартре в пяти минутах ходьбы друг от друга и оба учились в студии Фернана Кормона по соседству. В 1887 году Тулуз-Лотрек сделал чудесный пастельный портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
своего товарища в баре (возможно, в том же «Мирлитоне»), со стаканом абсента на столе. 34-летний Ван Гог в глубокой задумчивости смотрит прямо перед собой.
Что же случилось с рисунком «Припев о стуле в стиле Людовика XIII»? Тулуз-Лотрек передал или продал его Брюану, который хранил работу до 1905 года. В 1967 году её передали Метрополитен-музею в Нью-Йорке. Тогда никто, по-видимому, не догадывался, что на этой сцене изображён Ван Гог. Пять лет спустя музей продал набросок на аукционе за 45 тыс. долларов, чтобы собрать средства для других приобретений.

Позже лист купили для Художественного музея Хиросимы, где он обычно висит среди замечательной группы работ импрессионистов и постимпрессионистов. Учреждение, открытое в 1978 году, быстро собрало значительную коллекцию современного европейского искусства (в том числе картину Ван Гога «Сад Добиньи», 1890). Очертания его здания напоминают Купол Гэмбаку — единственное сооружение в центральной части города, уцелевшее после атомной бомбардировки 6 августа 1945 года. Девиз музея «За любовь и мир» представляет собой молитву за более чем 100 тысяч погибших во время трагедии в Хиросиме.
По материалам The Art Newspaper