Любой форс-мажор — это двигатель веры. Мы находим выходы — зачастую самые неожиданные — из сложнейших ситуаций. «Ковидный экстрим» 2020 года нанёс сокрушительный удар по миру искусства, но не остановил творчество, которое поддерживало и вдохновляло нас в условиях локдауна. Многие идеи продолжат существовать — в отличие от коронавируса. Они объединили не только мастеров, но людей, казалось бы далёких от музеев и галерей. Помимо этого было множество захватывающих открытий, событий и движений души. «Артхив» сделал подборку из двенадцати оптимистичных новостей уходящего года.
ЯНВАРЬ
Коллекция Чарторыйских вернулась в обновленный музей в Кракове. Одно из самых интригующих и разнообразных собраний живописи в Европе вновь предстало перед публикой после десятилетнего перерыва. За это время были обновлены и удвоены выставочные площади Музея Чарторыйских.Судьба коллекции стала зеркалом польской истории, и эта летопись далека от завершения. Сейчас продолжаются споры вокруг сделки стоимостью в 100 миллионов евро, за которые польское государство купило коллекцию у наследника семьи Чарторыйских. Князь вырос в Испании и ни слова не знает по-польски.
Фото: Carl Court / Getty
ФЕВРАЛЬ
За всеобщей ковидной паникой как-то на дальний план отошло то, что 2020-й год был посвящён Рафаэлю — один из столпов эпохи Возрождения умер 500 лет назад. В феврале на короткую неделю в Сикстинскую капеллу на время вернулись его большие гобелены. Десять полотен вывесили на уровне глаз в тех местах, для которых они были изначально предназначены — вдоль стены часовни, под фресками Микеланджело.Рафаэль, гобелен «Обращение святого Павла». Фото: Музеи Ватикана
МАРТ
Котики обладают удивительной способностью поднимать настроение и облегчать жизнь даже в самые тёмные времена. 21 марта одесская художница Ирина Потапенко запустила в Facebook флеш-моб «Бешеный котик». Она попросила участников публиковать свои работы на заданную тему — с мурлыками в главной роли. Многие передали привет знаменитым художникам — и органично вписали котов в портреты Пикассо, Модильяни и спальню Ван Гога.Автор: Ирина Потапенко
АПРЕЛЬ
30 марта в Facebook появилась группа «Изоизоляция», администраторы которой предложили пользователям «антихандрический флешмоб». Фотки по мотивам произведений искусства — идея не новая. Но она набрала такое количество поклонников по всему миру, что под конец года вышло подарочное издание в твёрдой обложке с цветными иллюстрациями и комментариями искусствоведа и автора «Артхива» Оксаны Санжаровой. Особенно смешными получились герои картин Босха и Брейгеля.Эдвард Мунк, «Крик». Фото: Светлана Слижен
МАЙ
Пандемия не могла не найти отражение в искусстве, в том числе уличном. Неуловимый Бэнкси сделал несколько заявлений на тему ковида, но и другие его коллеги повторили важную мысль: именно врачи, медсестры и волонтёры «с передовой» — настоящие супергерои. «Не все герои носят плащи», — гласит надпись на варшавском мурале. Многие превратили свои работы в политические высказывания и раскритиковали власти за беспечное отношение к коронавирусу и росту уровня заболеваемости.Варшава, Польша. Авторы: Good Looking Studio
ИЮНЬ
Тристан Итон — не первый художник, работы которого отправились в космическое путешествие. Но ему посчастливилось стать частью по-настоящему уникального события: астронавтов впервые доставил на МКС корабль частной компании Илона Маска SpaceX. Для этого мастер создал пять уникальных и практически неразрушимых работ из золота, латуни и алюминия. Их запаковали в защитные чехлы, снабдив посланием астронавтам. Мы собрали интересные факты из жизни и работы Тристана Итона.Фото: tristaneaton.com
ИЮЛЬ
Густав Климт — сиятельный, манящий, интригующий гений венской сецессии, «один из отцов европейского модерна». Мы рассказали о нём в своём специальном проекте, где собрали картины и истории, находки и рекорды, проанализировали фильмы, начитали подкаст и смонтировали видео. Всё все для того, чтобы открыть новые тона палитры жизни и творчества художника.АВГУСТ
Была поставлена точка в спорах о восстановлении Гентского алтаря. Множество насмешек, мемов и критики вызвал образ ягнёнка на центральной панели, который показали реставраторы. Но учёные доказали, что именно так исполнили священного агнца братья Ван Эйки. Эксперты из Университета Антверпена и Национальной галереи искусств в Вашингтоне продемонстрировали, как несколько неудачных перекрасок изменили оригинальный 12-панельный шедевр.Мистический агнец до (слева) и после реставрации. Источник: ВВС
СЕНТЯБРЬ
Все обсуждают «Довод» Кристофера Нолана — первый голливудский блокбастер, вышедший в кинотеатрах после «ковидных» ограничений. Одна из драматических линий фильма держится на поддельном рисунке Гойи, которую русский олигарх Андрей Сатор купил за 9 млн долларов и шантажирует этим свою жену Кэт. Но есть проблема: это не Гойя, а Рубенс. И даже немножко Тициан. «Артхив» всё объяснил.ОКТЯБРЬ
«Утраченный шедевр» Леонардо до сих пор не найден, потому что его не существовало. По крайней мере, так утверждают четыре итальянских искусствоведа. Они представили в галерее Уффици доказательства того, что фрески «Битва при Ангиари» нет на стене флорентийской старой ратуши Палаццо Веккьо. Эксперты считают, что в 1503 году художник использовал слой левкаса и масла, на котором не держалась краска. А значит, что работа «жила» только в виде подготовительного картона. Интерес к возможному местонахождению фрески возник в 2002 году, когда в стене дворца обнаружили полость. Вот только заглянуть туда никому не позволяется.
Копия "Битвы при Ангиари" Леонардо да Винчи
1603, 45.3×63.6 см
НОЯБРЬ
Многие учреждения культуры, пострадавшие во время пандемии, решились на акт отчаяния — продажу принадлежащих им сокровищ. Так, например, поступил Королевский театр Ковент-Гарден в Лондоне, который выставил на торги работу Дэвида Хокни. Портрет бывшего директора заведения Дэвид Уэбстера приобрёл неизвестный за 17 миллионов долларов. Покупателем оказался миллиардер Дэвид Росс, который незадолго до этого был избран председателем попечительского совета оперного театра. И первым делом, как новый владелец произведения, он вернул его обратно в учреждение.
Портрет сэра Дэвида Уэбстера
1971, 152.8×184.5 см
ДЕКАБРЬ
Фантастический подарок к Рождеству получил и венский Музей Леопольда. Супруги-академики преподнесли ему раннюю картину Густава Климта, имеющую историческое значение. Неделей ранее они приобрели эскиз к знаменитой потолочной картине «Алтарь Диониса» на аукционе Dorotheum за 475 тысяч евро. «Никогда за свою профессиональную карьеру я не сталкивался с ситуацией, когда кто-то приходил в музей за день до торгов и предлагал купить историческое художественное произведение от имени щедрых жертвователей», — признался директор музея Ханс-Петер Випплингер.
Алтарь Диониса. Эскиз к потолочной росписи в Бургтеатре
1886, 32×158 см
Дорогие наши читатели, спасибо вам за то, что были с нами в этом году! Редакция «Артхива» поздравляем вас с наступающим Новым годом. Желаем вам и вашим близким крепкого здоровья, неземного счастья и благополучия. Пусть следующий год будет наполнен исключительно хорошими новостями! Встретимся в 2021-м!