войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Один из крупнейших эскизов маслом Ван Дейка преподнёс новые сюрпризы

Новые открытия сделала команда, исследующая картины на панелях двух ярчайших представителей фламандского барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
Читать дальше
Якоба Йорданса и Антониса ван Дейка. На этот раз сюрпризы преподнёс эскиз маслом, выполненный вторым художником примерно в 1638 году. Знаменитое «Шествие Карла I и рыцарей Ордена Подвязки» было прообразом для задуманного, но так и не вытканного гобелена, который должен был украсить Банкетный зал при Уайтхолльском дворце в Лондоне.
Один из крупнейших эскизов маслом Ван Дейка преподнёс новые сюрпризы
Эксперты осмотрели картину, ныне принадлежащую Музею Эшмола в Оксфорде, в июле нынешнего года. В «Полном каталоге картин Ван Дейка» покойный искусствовед Оливер Миллар написал о «Шествии…» следующее: «Нет более тонкого или более значительного примера дарования Ван Дейка как мастера эскизов маслом».
Эта работа, выполненная лёгкими, тонкими мазками, изображает шествие рыцарей Ордена Подвязки, которое ежегодно проходило 23 апреля, в день святого Георгия, и завершалось обедом Банкетном зале Уайтхолла. За рыцарями следуют офицеры, архивариус, герольдмейстер Ордена и «Чёрный Жезл» (герольдмейстер палаты лордов), затем прелат, канцлер и офицер, несущий меч. Король Карл шествует с державой и скипетром под переносным балдахином в сопровождении четверых придворных. Вся процессия насчитывает свыше пятидесяти фигур.

«…Английский король Карл I, фанатично влюблённый в искусство, буквально заболевает идеей, что его ли

«…Английский король Карл I, фанатично влюблённый в искусство, буквально заболевает идеей, что его личным портретистом должен стать не кто иной, как фламандский живописец Антонис Ван Дейк. Считается, Карл впервые услышал о Ван Дейке от своей супруги, королевы Генриетты Марии в формулировке „портретист уровня Тициана“. А она, в свою очередь, узнала о нём от матери — королевы Франции Марии Медичи. Но всё же нельзя исключать, что именно Рубенс из вполне благих побуждений порекомендовал британскому монарху своего лучшего ученика», — подробную биографию живописца читайте тут.

Слева: Антонис ван Дейк, «Портрет Карла I на охоте» (1635). Лувр, Париж

Поскольку разработка гобеленов не продвинулась дальше эскизов, этот набросок является единственным доказательством намерений Ван Дейка. Он хранился в королевской коллекции и был продан за 5 фунтов стерлингов на распродаже в 1650 году после свержения и казни Карла I.

В 1782 году гравёр Ричард Купер Младший (или его последователь) сделал полноразмерную гравюру для Роберта Хенли, второго графа Нортингтона — тогдашнего владельца эскиза Ван Дейка. Позже работа фламандского мастера принадлежала сэру Джошуа Рейнольдсу, первому президенту Королевской академии художеств, и семье герцогов Ратлендских. Музей Эшмола приобрёл картину в 1999 году.
Фрагмент гравюры Ричарда Купера по эскизу Антониса ван Дейка: король Карл I под балдахином в сопрово
Фрагмент гравюры Ричарда Купера по эскизу Антониса ван Дейка: король Карл I под балдахином в сопровождении придворных и офицера-меченосца. Источник: Yale Center for British Art
Теперь эксперты выяснили, что панель состоит из четырёх отдельных досок, а не двух, как прежде значи

Теперь эксперты выяснили, что панель состоит из четырёх отдельных досок, а не двух, как прежде значилось в описании произведений Ван Дейка. Общий размер работы составляет 29,4×131,9 см. На её обратной стороне исследователи увидели два клейма, обозначающие принадлежность экспоната коллекции Карла I.

Там же, на реверсе, обнаружилась и красная восковая печать, которую, вероятно, поставил другой владелец работы. «Если кто-нибудь видел такую печать прежде, мы будем очень благодарны за помощь в её идентификации», — говорится на сайте проекта.

Слева: ведущий дендрохронолог проекта Андреа Сейм изучает обратную сторону панели. Источник: jordaensvandyck.org

Учёные смогли определить породу дерева и возраст всех четырёх досок. Они были вырезаны из разных дубов, которые росли в балтийских лесах. Самая молодая из них, которая даёт нам наиболее раннюю дату создания работы, была сделана из дерева, срубленного после 1627 года. Его следовало сушить год или два прежде, чем оно стало пригодно для написания картины. Эти выводы хорошо соотносятся с архивными записями о том, что картина была закончена осенью 1638 года.
Восковая печать на реверсе панели. Источник: jordaensvandyck.org
Восковая печать на реверсе панели. Источник: jordaensvandyck.org
Рекомендуемые выставки и показы
Проект по изучению картин Йорданса и Ван Дейка на дереве (Jordaens Van Dyck Panel Paintings Project, JVDPPP) — это инновационная многопрофильная художественная историческая инициатива, основанная докторами Йостом Вандером Ауверой и Джастином Дэвисом. Команда изучает картины, написанные маслом на дубовых панелях. Всесторонний дендрохронологический обзор, сопоставление, архивные и традиционные искусствоведческие исследования проливают новый свет на этих фламандских художников XVII века, их творчество и живопись.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам официального сайта JVDPPP. Главная иллюстрация: Антонис ван Дейк, «Автопортрет с подсолнухом» (1632), частная коллекция