В начале XX века научно-технический прогресс быстро набирал обороты, и параллельно с ним развивались разнообразные философские футурологические течения. Одним из таких направлений философской мысли стал космизм — стремление познать законы Вселенной, теорию ее возникновения и место человека в эволюции всемирного пространства. Взаимосвязи макрокосма и микрокосма легли в основу нового течения в искусстве, которое стремилось показать зрителю величие межзвездных пространств и красоту человеческой души.
Название направления «космизм» произошло от греческого «космос», что означает «упорядоченный мир». Ученые и философы стремились доказать системность жизненных законов, которые управляют мирозданием. Покорение новых планет, возможность полета человека в космос, изучение звезд и галактик — эти глобальные задачи ученых будоражили умы художников, которые в своих произведениях пытались рассказать зрителям о будущем, о тех новшествах, которые ожидают человечество.
Формула Космоса
1919
Одним из идейных основателей русского космизма стал религиозный мыслитель-футуролог Николай Федоров (1829 — 1903). Главная концепция Федорова заключалась в том, что грядущее телесное воскрешение ушедших в мир иной, предреченное Христом осуществится с помощью научных достижений. А это, по мнению мыслителя, станет возможным только после мирового единения человечества, при торжестве разума и доброй воли. Те же, кто воскреснет из мертвых, не смогут все поместиться на Земле — отсюда и возникла идея освоения космического пространства, новых планет.
Соната звезд
1908, 73×62 см
Теории Федорова базировались на христианском мировоззрении. А вот «отец» космонавтики, Константин Циолковский, не только разработал уравнение движения и принцип двухступенчатой ракеты, но и рассматривал возможность освоения космоса человеком с более практических позиций — к примеру, с помощью постройки ряда орбитальных станций на земной орбите. Циолковский верил в мощь эволюции, он считал, что однажды жизнь на одной из планет достигнет такого развития, что живые существа смогут путешествовать во Вселенной при помощи одного лишь разума, преодолев расстояния и силу тяжести. Почему бы и не человечество Земли? Но что увидят люди, попав на другие планеты? Какие там будут условия — воздух, цвета, атмосфера, растительность, другие живые существа?
Петр Фатеев. Композиция. Из цикла «Опыт построения нового мира по ассоциации со старым». 1917
Свой вклад в развитие теорий космизма внесли Владимир Вернадский — автор учения о биосфере, Александр Чижевский — основоположник гелиобиологии и попутно мастер пейзажа, француз Пьер Тейяр де Шарден — один из создателей теории ноосферы, и многие другие ученые и философы, чьи интересы привлекал вопрос о единстве Человека и Вселенной. Конечно же, эти широко обсуждаемые идеи привлекали художников, таких как Казимир Малевич, Микалоюс Чюрленис, Николай Рерих, Василий Чекрыгин, Павел Филонов. Каждый из них по-своему увидел философию космизма и запечатлел свои представления о ней. Так, у Казимира Малевича это были попытки представить будущие дома «землянитов», которые он назвал «планиты».
Будущие планиты (дома) землянитов (людей)
1924, 44×30 см
Еще один представитель космизма в искусстве, Иван Кудряшов, «заболел» теорией космических полетов буквально с детства — его отец работал в конструкторском бюро Циолковского. Решив посвятить себя живописи, Кудряшов был сторонником кубизма и супрематизма, в 1920 году он создал большую серию работ «Космос», а позже — серии «Конструкции прямолинейного движения» и «Конструкции криволинейного движения», «Рождение планеты».
Иван Кудряшов. «Рождение солнца. Полет». 1920-е гг
Николай Рерих по-своему трактовал теории космизма, вместе с женой Еленой создав учение о Живой этике, или Агни-Йогу. По сути, продолжая идеи Циолковского о преодолении космических пространств силой мысли, учение Живой Этики выделяет «Человеческий земной мир» и невидимые глазу «Тонкий Мир» и «Огненный Мир», созданные низшими и высшими психическими энергиями. Самосовершенствование каждого человека и всего населения планеты в целом должно привести людей к новым ступеням самосознания и проникновения в «Высшие сферы». Интерпретации своих идей Николай Рерих отобразил во многих своих картинах.
Белый и небесный. Из серии «Его страна»
1924, 89×117 см
Идеи космизма в 1923 году объединили группу художников, во главе которых стал Петр Фатеев. В состав «Амаравеллы» входили Борис Смирнов-Русецкий, Вера Пшесецкая, Александр Capдан, Сергей Шиголев, Виктор Черноволенко, которые работали под влиянием трудов Камиля Фламмариона, Николая Рериха, Елены Блаватской. «Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса — в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира… «- писали участники группы «Амаравелла» в своем манифесте. Они предлагали зрителю воспринимать их произведения не умом, но чувствами, сопереживая образам и идеям.
Петр Фатеев. «Выше звезд». Из цикла «Заратустра». 1915 год
Философия космизма для советской власти была неприемлема, зато развитие наук и мечты об освоении космоса отлично вписывались в соцреализм. В 1935 году вышел фильм «Космический рейс», художником-постановщиком которого стал Юрий Швец. Разрабатывая декорации и костюмы, Швец обращался за помощью к Константину Циолковскому, уточняя такие нюансы, как, например, возможности человека в условиях невесомости.
Юрий Швец. «Луна. Океан бурь. Проспект им. Гагарина 1996 год»
Алексей Леонов. «Планета в туманности"
Самый знаменитый художник, рисующий космические картины — космонавт Алексей Леонов. Вместе с Андреем Соколовым он создал ряд произведений, которые не только изображают виды Земли из космоса, но и уводят зрителя в мир фантастики — новых неизведанных миров, звезд и галактик.