Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон?
Первые пейзажи в истории
Название изобразительного жанра пейзаж произошло от французского слова paysage, что в переводе означает «страна, местность». Художники изображают виды окружающей среды. Также словом «пейзаж» называют отдельное произведение, созданное в этом жанре.Разновидности пейзажа — изображение моря, или марина , а также ведута — городской пейзаж.
Схематические изображения пейзажей встречаются в рельефах, созданных мастерами Ассирии и Мессопотамии, и были — в современном понимании — смесью жанров, где присутствовали батальные или бытовые сцены. Первые картины в жанре пейзаж были созданы еще во времена Древнего Рима — изображение природы и садов украшали стены домов; прекрасные образцы этих росписей сохранились в Помпеях. Изображения природы были популярны в персидской миниатюре и индийской живописи.
Весна с птицами. Фреска
. Дом золотого браслета. Помпеи, 30−35 гг. н.э.
Пейзаж в искусстве Востока
В 6 в. н.э. пейзаж утвердился в изобразительном искусстве Китая. Воплощение мирового порядка — природа — стала главным героем картин стиля «шань-шуй» — «горы-водоемы». Панорамы с изображением гор и лесов, с крошечными домишками и лодочками, плывущими по озеру, были ограничены лишь длиной свитка, на котором их рисовал художник. Перспективу изображали размытием красок на заднем фоне, а картины традиционно дополняли стихи, выполненные в технике каллиграфии.Го Си. «Каменистая равнина и далекий горизонт». XI в
В Японии пейзаж «субоку га» как жанр сформировался значительно позже — только в начале XIII столетия. Поначалу картины были монохромным: художники использовали только тушь. Ландшафты состояли из отдельных деталей и не были привязаны к реальному ландшафту, представляя собой эстетскую, философскую точку зрения на окружающую природу. Некоторые художники изображали места, где сами никогда не были, но слышали о них в рассказах путешественников. Индивидуальный взгляд мастеров был втиснут в каноны и традиционные схемы создания картин, корни которых уходили в китайское искусство.
Сессю. Вид на Ама-но-Хасидате. Источник: Википедия
Этот подход впервые «сломал» художник Сессю (1420−1506), пейзажи которого изображали действительно существующие виды природы. Только в XVII веке пейзаж опять приблизился к реальности, а окончательный прорыв осуществил художник Кацусика Хокусай (1760−1849). Он создал, в частности, серию гравюр «Тридцать шесть видов Фудзи», которой напрочь отмел канонический способ изображения этой священной для японцев горы.
Южный ветер. Ясный день (Красная Фудзи)
1832, 24.4×35.6 см
Духовная составляющая в жанре пейзажа в искусстве Востока обоснована даосизмом и другими восточными философскими традициями. Для Запада пейзаж относится к романтическому жанру. Для художников Востока пейзаж всегда оставался значительным жанром, в то время как на Западе наибольшей популярности пейзаж достиг только в XIX столетии.
Святой Франциск в пустыне. Фрагмент пейзажа
1478, 124.1×140.5 см
Пейзаж в европейском искусстве
Первые картины, которые искусствоведы называют «настоящими пейзажами», хранятся сегодня в Национальной картинной галерее Сиены. Два небольших изображения, написанные на деревянных досках, датируются 1338−39 годами. В эпоху Возрождения изображение природных ландшафтов часто дополняло сцены охоты, героические и батальные сцены и даже портреты — тут примером может послужить знаменитая «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.
Мона Лиза (фрагмент)
1504, 77×53 см
Выделение пейзажа в отдельный жанр произошло гораздо позже; его основоположником по праву считается фламандский живописец Иоахим Патинир (1483 — 1524), а продолжателем его традиций — Питер Брейгель Старший.
Пейзаж со Святым Иеронимом
1520, 74×91 см
С изобретением техники масляной живописи с последующей лакировкой картины художники Венеции начали больше внимания уделять геометрии перспективы, нежели передаче глубины с помощью цвета. Архитектурные детали на картинах стали меньше, изображение ландшафтов — больше. Разработанная итальянцами система изображения перспективы распространилась на всю Европу. Однако в эпоху Возрождения пейзаж по-прежнему оставался в роди «видов из окон» и служил лишь деталью картины.
Буря (Гроза)
1508, 82×73 см
Пейзаж как обособленный жанр
Пейзажная живопись начинает развиваться в Нидерландах, где в XVII веке протестантизм практически вытеснил католицизм. Духовенство утратило решающее влияние на науку и искусство, алтарные образы не писались за ненадобностью, а Лейденский университет считался центром свободомыслия. Голландские художники создавали свои работы для людей среднего достатка, которые украшали картинами свои дома. Станковая живопись голландских мастеров того периода имела преимущественно небольшой формат и простые сюжеты, а сами художники получили название «малые голландцы». Основными жанрами, в которых они работали, были портрет , пейзаж, натюрморт и анималистика. Внутри пейзажа выделялись вечерние и ночные пейзажи, зимние и равнинные пейзажи, сельские пейзажи, а также изображение кораблей на рейде.
Вид Толедо
1599, 121.3×108.6 см
В своем «Курсе живописи» (1667) француз Роджер де Пилз выделяет два основных вида пейзажей: героический пейзаж и пасторальный, или сельский пейзаж. При этом, по мнению Пилза, «пейзажная живопись для художника имеет множество сложностей из-за разнообразия форм и сложности восприятия пространства». В героическом ландшафте представлена идеальная природа, грандиозная, прирученная человеком, с элементами архитектурных решений. Пасторальный или сельский пейзаж предлагает более натуралистический и гуманистический взгляд на гармонию между человеком и природой.
Пейзаж с дубом
1634, 87×105 см
Водяная мельница
1653, 64×84 см
Самый известный топографический пейзаж XVII века, на котором изображено точное и узнаваемое пространство — «Вид Дельфта» кисти Вермеера. Сто лет спустя в пейзаже наметится тенденция к абсолютной точности изображения. К примеру, изображения с картин Клода Джозефа Верне серии «Порты Франции», написанных с натуры, можно идентифицировать и по сей день. Венецианские художники ввели в моду ведуты — городские реалистические пейзажи, которые стали своеобразными «открытками» для богатых туристов, посещавших знаменитый город каналов и карнавалов.
Вид Дельфта
1661, 96.5×115.7 см
Штиль в средиземноморском порту
1770, 145×113 см
В Англии пейзаж первоначально появился как портретный фон, изображающий парк или дом портретируемого. Традиции чистого пейзажа как отдельного жанра в Англии были внедрены Антонисом ван Дейком и другими, главным образом, фламандскими художниками. На развитие жанра большое влияние оказало увлечение англичан садово-парковым дизайном.
Ферма Глебе
1830, 64.8×95.6 см
В XVIII веке акварельная пейзажная живопись стала очень популярной (в первую очередь, в Англии): пейзаж акварелью можно было написать достаточно быстро, и хотя стоил он недорого, однако спрос был велик. Стали популярными курсы, на которых профессиональные художники обучали писать пейзажи. Но вплоть до XIX века самые известные мастера, работающие в пейзажном жанре, испытывали трудности с позиционированием себя на рынке искусства, который по-прежнему предпочитал исторические сюжеты и портреты.
Цветочный сад Голдинга Констебла. Фрагмент: клумба на лужайке
1815, 33×50.8 см
Романтизм
, прочно вошедший в европейскую художественную традицию в XIX веке, способствовал развитию пейзажного жанра. В Германии наиболее заметной фигурой стал Каспар Давид Фридрих, для которого природа стала способом выразить глубокие душевные переживания.
Странник над морем тумана
1818, 94.8×74.8 см
«Над произведением, которое теперь стало практически синонимом его имени, художник начал работать примерно в 1817 — 1818 годах. Чтобы собрать материал для композиции, он отправился в Эльбские Песчаниковые горы (ныне территория Чехии) к юго-востоку от Дрездена. Там Фридрих сделал наброски отдельных скал и природных форм с подробными деталями, а вернувшись в мастерскую, собрал их вместе в новом воображаемом пейзаже. Между зрителем и туманом живописец поместил Rückenfigur, или фигуру со спины… это, возможно, лесничий-доброволец, служивший в армии короля Фридриха Вильгельма III во время войны Пруссии против Наполеона.
…Наследие Фридриха обесценилось, когда Гитлер и его нацисты в 1930-х годах объявили его своим идеологическим предшественником…» — описание картины в Артхиве
…Наследие Фридриха обесценилось, когда Гитлер и его нацисты в 1930-х годах объявили его своим идеологическим предшественником…» — описание картины в Артхиве
С 1830-х годов художники французской Барбизонской школы выработали собственную пейзажную традицию, которая стала одной из главенствующих в Европе. Импрессионисты и затем постимпрессионисты впервые представили пейзажный жанр как источник стилистических нововведений, которые распространились на все живописные жанры. Пленэрная живопись наполнила пейзажи светом и воздухом, сделала их легкими, стремительными, изменчивыми.
Пюй-де-Доме
1870, 55×68.2 см
Впечатление. Восход солнца
1872, 48×63 см
В Соединенных Штатах, равно как и в Российской Империи, особенности, характерные для национальных ландшафтов, легли в основу развития пейзажного жанра. В США пейзаж начал развиваться с конца 20-х годов XIX века, возникло целое направление, получившее в искусствоведении наименование «Школы реки Гудзон» («Гудзонской школы»). Участники Школы на своих картинах изображали живописные пейзажи Новой Англии, и прежде всего — долины реки Гудзон. Романтические пейзажи этих художников стали эталоном изображения природы молодого государства, проходящего начальные стадии национального самосознания.
Основоположником русского пейзажа принято считать Семена Щедрина, работы которого строились на канонах классицизма. На этих же принципах основаны произведения Федора Матвеева и Андрея Мартынова. Со временем романтизм
вытеснил классицизм
, а пейзаж стал еще одним способом выражения национальной идеи. Таковы, например, пейзажи Алексея Венецианова с изображениями природы Среднерусской полосы, марины Ивана Айвазовского, произведения Льва Лагорио и Алексея Боголюбова. Михаил Клодт был признанным мастером эпического пейзажа, Виктор Васнецов любил сказочные темы, Алексей Саврасов стал основоположником лирического пейзажа.
Грачи прилетели
1871, 62×48.5 см
Весна. Большая вода
1897, 64×57 см
Со временем романтизм
вытеснил классицизм
, а пейзаж стал еще одним способом выражения национальной идеи. Таковы, например, пейзажи Алексея Венецианова с изображениями природы Среднерусской полосы, марины Ивана Айвазовского, произведения Льва Лагорио и Алексея Боголюбова. Михаил Клодт был признанным мастером эпического пейзажа, Виктор Васнецов любил сказочные темы, Алексей Саврасов стал основоположником лирического пейзажа.
Утро в сосновом лесу
1889, 139×213 см
Известные художники-пейзажисты: Кацусика Хокусай, Иоахим Патинир, Каналетто, Якоб ван Рёйсдал, Ян ван Гойен, Адриан ван де Велде, Ян Порселлис, Каспар Давид Фридрих, Джон Констебл, Уильям Тернер, Жан-Батист Камиль Коро, Жан-Франсуа Милле, Камиль Писсарро, Пьер-Огюст Ренуар, Клод Моне, Поль Сезанн, Фредерик Черч, Альберт Бирштадт, Томас Коул, Эндрю Уайет, Иван Айвазовский, Иван Шишкин, Лев Лагорио, Михаил Клодт, Алексей Саврасов, Василий Поленов, Исаак Левитан, Архип Куинджи, Валентин Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь, Петр Кончаловский, Крирак Костанди.
Знаковые пейзажи: Кацусика Хокусай — «Большая волна в Канагаве», Джон Констебл — «Вид на Хайгет с Хэмпстедских холмов«; Уильям Тёрнер — «Снежная буря. Переход армии Ганнибала через Альпы«; Клод Моне — «Впечатление. Восход солнца«; Фредерик Черч — «Сердце Анд«; Алексей Саврасов — «Грачи прилетели«; Иван Шишкин — «Утро в сосновом лесу«; Иван Айвазовский — «Радуга», Исаак Левитан — «Над вечным покоем». Архип Куинджи — «Лунная ночь на Днепре»,
Знаковые пейзажи: Кацусика Хокусай — «Большая волна в Канагаве», Джон Констебл — «Вид на Хайгет с Хэмпстедских холмов«; Уильям Тёрнер — «Снежная буря. Переход армии Ганнибала через Альпы«; Клод Моне — «Впечатление. Восход солнца«; Фредерик Черч — «Сердце Анд«; Алексей Саврасов — «Грачи прилетели«; Иван Шишкин — «Утро в сосновом лесу«; Иван Айвазовский — «Радуга», Исаак Левитан — «Над вечным покоем». Архип Куинджи — «Лунная ночь на Днепре»,
Ночное
1900-е
, 107×169 см
Титульная иллюстрация: Иван Шишкин, «Дубовая роща», 1887
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме